Гранаты не той системы


Недавний репортаж телеканала СТВ, посвященный ОАО "Быховский консервно-овощесушильный завод", чересчур оптимистичным назвать нельзя.

Однако, в конце концов, на все поставленные вопросы получены ответы, а многочисленным проблемам даны "достойные" объяснения, которые можно свести к знаменитой фразе "гранаты не той системы".

В частности убытки и затоваренность складов директор завода Сергей Громыко свалил на молодых и неопытных маркетологов.
Хочется напомнить, что сам С.В. Громыко управляет предприятием уже четыре года. И в том, что завод является стабильно убыточным, есть и его скромная заслуга.


Особенности национального консервирования

Прежде всего, следует подчеркнуть, что предприятие, о котором идет речь, занимается специфическими, сезонными работами и по умолчанию не может быть прибыльным, находясь в собственности государства. Один из маркетологов предприятие определил эту специфику в нескольких словах:

Основываясь на анализе сбыта продукции нескольких десятилетий, я могу точно сказать, каких показателей добьется наше предприятие на несколько лет вперед. Независимо от того, кто руководит заводом.

Да, были у Быховского КОСЗ славные времена, когда топливо ничего не стоило, а вся выпущенная продукция улетучивалась со склада в мгновение ока благодаря госзаказам и госпоставкам. Быховские консервы разлетались по всему Советскому Союзу. Проблем с неликвидом не возникало, причем не из-за сногсшибательного качества. Просто плановое регулирование экономики напрочь устраняло такое понятие, как конкуренция.

После распада советской империи дела у завода тоже шли неплохо. Правда, до тех пор, пока райисполком обязывал частников и колхозы сдавать скот только местным консервщикам. Цены, само собой, устанавливались аховые, да и рассчитываться со сдатчиками предпочитали не налом, а продукцией.

Потом наступили черные времена. На предприятии сменялись директора и формы собственности. Не помогло. К тому времени, кто-то из больших начальников пожаловался еще большему начальнику на то, что белорусы с трудом добывают себе консервированный горошек для новогоднего оливье.

Проблему дефицита решили очень быстро, с белорусским нахрапом – переработкой горошка занялись сразу несколько заводов. Вскормленные плановой экономикой чиновники были очень удивлены, что их благие намерения привели к печальным последствиям – вместо того, чтобы завоевывать внешние рынки, белорусские "горошечники" начали конкурировать между собой.

Быховский КОСЗ из кризиса так и не вышел. Следует отметить, что помогли и помогают ему в этом до сих пор учреждения и ведомства, созданные по методу, которым в совершенстве владел незабвенный Александр Иванович Корейко.

Он, как известно, создавал акционерные общества "Южный лесорубник" и "Пиломощь", которые успешно кормились возле "Геркулеса".
В нашем случае печальную роль "Геркулеса" выполняет ОАО "Быховский консервно-овощесушильный завод", который вынужден кормить какие-то облпищевики, облмясомолпромы, а также им подобные контрольные, учетные и распределительные учреждения-нахлебники. Причем выступают эти структуры в роли строгих наставников – утверждают рецептуру, требуют отчеты по маркетингу и ругают специалистов завода за несвоевременное представление оных.

По сути же "работа" областных и республиканских "пищевиков" сводятся к созданию разноцветных диаграмм и красочных графиков, которые вывешиваются на специальных стендах к приездам большого начальства с целью проиллюстрировать неуклонный рост многочисленных показателей.

В реальности все выглядит не так и красочно. Согласитесь, если о проблемах завода осмелилось заговорить государственное телевидение, то дела там действительно плохи.

Двадцатого июня этого года ОНТ, специализирующееся на прославлении "белорусских моделей", выпустило репортаж под названием "Модернизация на Быховском консервно-овощесушильном заводе привела к залежам продукции и миллиардам убыткам".

Что тут добавишь? Жестко. По существу. Только почему глаза у репортеров открылись с опозданием на несколько лет? Ведь пресловутая реконструкция с самого начала вызывало множество недоуменных вопросов.

Кстати, сегодня даже в интернете трудно отыскать рассказы о расчудесной модернизации, которую в свое время прославляли все, кому ни лень. Концы, что называется, зачищены. Виноватых, как всегда, нет…


Нюансы отечественной реконструкции

Автору этих строк довелось лично участвовать в последнем этапе этой "реконструкции" и заниматься программированием автоклавов итальянской фирмы "Панини". Ничего плохого об этих аппаратах сказать нельзя.

В отличие от старых, технологически схожих с кремневыми ружьями автоклавов, новые оказались на высоте. Но ведь дело не ограничилось одними автоклавами. Модернизация, начавшаяся с благословений-постановлений чиновников самого высокого уровня, была настолько глобальной, что под нее назначили нового директора.

Кстати, под занавес работ, он благополучно перешел на другую должность за пределами области – в Витебске. Случайность? Совпадение? Или намерение переложить ответственность за плачевные результаты модернизации на плечи нового руководителя?

Им стал человек, который возглавлял завод до реконструкционных веяний и прошел путь от рядового инженера до директора не за год-два, как это практикуется ныне.

Хорошо помню его мнение о модернизации:

Люди успешно выпускают качественную продукцию даже в подвалах, а нам эта реконструкция не дала почти ничего, кроме симпатичных зданий и громадных долгов.


Отсюда новый вопрос: кому и что все-таки дала "масштабная" реконструкция стоимостью 30 миллиардов рублей по ценам 2006-2009 годов? Ответ на него можно поискать на маркировке отдельных видов оборудования, установленного в новых цехах. Время его изготовления – 90-е годы. А реконструкция началась в 2006-м. С какого же перепуга реализаторами инвестиционного проекта были заказаны пусть и новые, но морально устаревшие машины и аппараты, за которые завод расплачивался взятой в долг валютой?

Есть легенда, согласно которой модернизация и была затеяна ради того, что впарить белорусскому заводу импортный неликвид, со всеми вытекающими отсюда последствиями-откатами. Ну, это – дело темное. Если даже наш неподкупный комитет госконтроля не нашел в реализации инвестиционного проекта ничего предосудительного, то миф так и остается мифом, сочиненном злопыхателями.

А вот долги Быховского КОСЗ и его миллиардные убытки к легендам отнести никак нельзя – они подтверждаются документально.

Другая легенда связана с визитом на предприятие премьер-министра Сергея Сидорского. Она гласит, что директор, вынужденный расхлебывать последствия "модернизации", в которой он лично никаким боком не участвовал, заявил, что единственный выход из сложившейся ситуации он видит только в приходе на предприятия инвестора.

Новое совпадение – вскоре после приезда премьер-министра директор был освобожден от должности. Нам остается лишь гадать, связаны эти события или нет.

И новый факт: сегодня идея прихода на завод состоятельного инвестора рассматривается всерьез. Для того, чтобы понять правильность позиции бывшего директора, новому руководителю и утвердившим его назначение вышестоящим чиновникам понадобилось целых четыре года.


Проблемы национального хозяйствования

"Лучшее – враг хорошего". Эта цитата из статьи в одном из банковских печатных органов, которая была напечатана в 2009 году и посвящена приходу на ОАО "Быховский консервно-овощесушильный завод" нынешнего директора.

Качественное нархозовское образование бывшего руководителя мешало смотреть "смотреть на проблемы ширше, а с людьми обращаться помягше". Очень консервативные взгляды на консервирование не позволяли видеть радужных перспектив, требовали экономического обоснования для каждой потраченной копейки.

Коренные сдвиги в сторону "лучшего" начались сразу. С упадническими настроениями было покончено раз и навсегда. Прошло четыре года и результаты новаторских подходов к консервированию стали очевидными.

Теперь у всех работников завода, на груди красуются бейжди с указанием должности, фамилии, имени и отчества. Стены предприятия живописно опутаны колючей проволокой, в цехах, по слухам, установлены видеокамеры.

Интернет стал общедоступным, появился ведомственный сайт аж на четырех языках. Большое внимание уделяется биллбордам и рекламным буклетам, которые убеждают покупателей в том, что о присутствии консервантов в быховских консервах не может быть и речи.

Выяснилось, что завод выпускает не меньше двух сотен наименований плодоовощной продукции, а рынок его сбыта простирается за пределы Тихого и Атлантического океанов.

Так может репортеры ОНТ сгустили краски? Ни капельки! За океаны отправлено всего несколько пробных ящиков быховской продукции. Реклама никого и в ни в чем не убедила. Такая же картинка и с сотнями наименований: слова "могу" и "делаю" разделяет глубокая технологическая пропасть и вязкая финансовая трясина.

Кадровые перестановки выхлопа не дали. Даже назначение на должность заместителя директора по персоналу (чем не смелый ход?) учителя истории, долгожданного облегчения не принесло. За четыре года сменилось несколько "поколений" сотрудников маркетинговой службы, но залежи продукции на заводских складах не уменьшились.

Расчеты со сдатчиками сырья по-прежнему ведутся не наличными. Даже не сахаром, не подсолнечным маслом, как того желают люди. В ход идет продукция, которую не удалось продать, ни в Дубаи, ни в Нигерии, ни в родной Могилевской области.

Новые цеха проблем не решили, новые подходы обернулись новыми убытками. И это при том, что ради спасения завода его администрации дан бланш-карт и прощаются многие мелкие косяки, вроде грубейшего нарушения техники безопасности с одновременным получением несколькими работниками (включая "комсостав") "бытовых" ожогов.

Делать нечего. Приходится в очередной раз менять подходы. И они меняются. Администрация предприятия усиленно ищет способы заработать на жизнь способами никак не связанными с консервированием.

Благо, завод владеет зданиями, которые сдает в аренду предпринимателям и государственным структурам. Так, помещения у КОСЗ арендует отделение АСБ "Беларусбанк" и частный магазин поношенной одежды.

А недавно был закончен ремонт еще в одном здании. Теперь оно арендуется (ходят слухи – с последующим выкупом) обществом с ограниченной ответственностью "Оранж групп", которое открыло в помещении частную парикмахерскую.

Место, где расположено пресловутое здание, находится неподалеку от оживленного перекрестка и для частного предпринимательства, является безусловно хлебным. Его с удовольствием бы арендовали многие быховские бизнесмены, но руководство ООО "Быховский консервно-овощесушильный завод" отдало предпочтение загадочному ООО "Оранж групп", которое никак пока не засветилось на ниве местного предпринимательства.

Нет слов, завод имеет право сдавать в аренду не задействованные в производстве помещения и иметь свой кусок хлеба с маслом на черный день.

День этот, похоже, для Быховского КОСЗ уже наступил, поскольку директором ООО "Оранж групп" является… сын заместителя директора завода по экономике.

Следует подчеркнуть: на ремонте здания засветились работники завода. Отсюда вопрос: за чей, собственно говоря, счет банкет?
Напрашиваются и другие не менее каверзные вопросы. Кто является фактическим владельцем парикмахерской и не следует ли рассматривать данную аренду как классический образец коррупции с использованием служебного положения?

Само собой, по бумагам, все, наверняка выглядит правильно, а заводские специалисты "помогавшие" частнику делать ремонт, в случае чего, будут молчать как комсомольцы на допросе в гестапо.

Однако, даже если юридически все вполне законно, остается аспект этический. Или из списка "новых подходов" мораль, как таковая, уже вычеркнута?


Вместо эпилога: ухи и песен хватит всем

Буквально на днях, через районную газету, руководство предприятия возвестило о начале выпуска мясных консервов и намерении тесно сотрудничать в этом направлении с Бобруйским мясокомбинатом. Сделано это заявление, как всегда очень пафосно. Речь идет не о двух-трех видах пресловутых мясных консервов, а сразу о пятидесяти трех!

Очень хочется верить в то, что так и будет. Вот только воспоминания о провалах всех благих начинаний не оставляют от иллюзий камня на камне.

Не добившись успехов в сфере производственной, предприятие усиленно наверстывает все упущенное в жизни общественной. Заводчане являются активными участниками различных тусовок, которые иначе, чем пиры во время чумы не назовешь.

С особенным энтузиазмом ОАО "Быховский консервно-овощесушильный завод" относится к ежегодной бард-рыбалке, проводимой в Быховском районе. В нынешнем сезоне предприятие, под бодрым девизом "Ухи и песен хватит всем!", изготовило огромный котел, из которого потчевали всех участников праздника. Озвучивалось даже намерение замахнуться на Книгу рекордов Гиннесса.

Какое-то время завод, может быть и продержится на ухе и песнях.

Если учесть, что подобная ситуация наблюдается по всей стране, а Быховский КОСЗ пока не является лидером рейтинга убыточных предприятий Беларуси, то все так уж и страшно. Даже в очередной раз менять директора большого смысла нет.
Ведь национальный парадокс, заключающийся в том, что заработная плата руководителей никоим образом не связана с прибыльностью предприятий, пока никто не отменял…

Сергей Антонов, для UDF.BY

Новости по теме

Новости других СМИ