За год в белорусских школах стало на 4,3 тысячи учителей меньше. "Я ушел из школы, потому что решил: хватит!"

Екатерина Синюк, TUT.BY

Последнее 25-процентное повышение зарплат белорусских учителей прилива радости у них не вызвало: у кого-то зарплата стала чуть выше, а у кого-то оказалась еще ниже, чем до повышения.

При этом многие учителя рассказывают, что и работы стало больше. Особенно в плане заполнения всякого рода бумажных отчетов. На форумах TUT.BY белорусские учителя, скрываясь под различными никами, уже давно прогнозируют: "Вот уйдем из школы, и некому будет ваших детей учить!" Другие форумчане частенько над ними подтрунивают: "Да куда вы пойдете? Так и будете терпеть!" Сегодня TUT.BY рассказывает реальные истории учителей, терпения которым все-таки не хватило.


За год - на 4,3 тыс. учителей меньше. Почему?

А для начала немного статистики. По данным Минобразования, во всех 3995 общеобразовательных школах Беларуси на 1 сентября 2013 года числилось 101 090 учителей-предметников. Ровно год назад, 1 сентября 2012-го, учителей было заметно больше – 105 413. За год их стало меньше на 4,3 тысячи. К слову, в детских садах меньше за год стало и воспитателей. Если на 1 сентября 2013 года их числилось 53 531, то 1 сентября прошлого года их было 54 067.

Как пояснили TUT.BY в министерстве, цифры показывают лишь то, сколько педагогов не приступило к работе. А причины разные. В первую очередь сказывается демографическая ситуация в стране, говорят в ведомстве. А кроме этого, "кто-то ушел в декретный, кто-то - получать дополнительное образование, уехал на стажировку, на повышение квалификации, на переподготовку. А кто-то, может, и просто ушел".

Установить точно, сколько учителей "просто ушло", сложно, потому как в Минобразования не ведут статистику отдельно по причинам ухода из школы.

К примеру, в этом году в средней школе № 69 Гомеля ушло 10 учителей, сообщил в редакцию TUT.BY один из пользователей. Директор школы Александр Машкаров подтвердил нам эту информацию. “Из основного состава три работника ушли в связи с переменой места жительства - два уехало жить в Россию, один в Беларуси. Один из них - молодой специалист, учитель английского, хороший парень. Два года отработал и ушел, уехал в Россию, - рассказал директор. – Еще два специалиста перешли в управление образования, на руководящие должности, еще один - перешел в гимназию на основную должность заместителя директора". Остальные ушли на пенсию, добавляет директор. Вместо десяти ушедших учителей пришло девять новых специалистов.

Валентина Эдуардовна, учитель физики одной из школ Минска, рассказала TUT.BY, что в их школе этим летом ушло почти 15 учителей. "Кто куда: кто вахтером, кто уборщиком, кто в магазины. Мои 30 лет работы в школе и опыт коллег показывает, что уходить пора и мне. Назрело уже это желание, - говорит педагог. - Но что это будет? Работать уже некому. У нас если замена, то кто угодно идет заменять какой угодно предмет. Меня, несмотря на то, что я - учитель физики, могут на замену английского поставить. Я не знаю английского, я просто иду и сижу на уроке". Еще пару дней назад, когда мы общались с Валентиной, она говорила, что "все сводится к тому, что учителя в возрасте 35-50 лет, у которых времени побольше, дети большие, собираются вообще уже уходить из школы". "У нас, например, уже работают практически одни пенсионеры, потому что им работа за нынешнюю зарплату хороша только как доплата к пенсии. А просто выжить на нее невозможно".


Из учителя в водители. "Я ушел из школы, потому что решил: хватит"

Виталию Теляку 30 лет. Школьным учителем в одной из столичных школ он работал с 2007 года. На ставку вел физкультуру, еще на полставки был завучем. Минувшим летом у Виталия заканчивался контракт, и продлевать его учитель не стал. Уволился и сейчас работает водителем на одном из госпредприятий Минска. Зарабатывает пока на миллион больше, чем в школе (около 4-х млн), но это только первый месяц – потом будет увеличение.

"Я ушел из школы, потому что решил: хватит. Главная причина – маленькая зарплата, на которую трудно прожить. Плюс - бумаг куча, документов, заполнения плановой информации регулярно. Например, если проводится внутришкольная спартакиада, то это обязательно протоколы, приказы, положения. Причем раньше за ведение спартакиады еще платили как за внеклассную работу, а сейчас уже, по-моему, и за это оплату убрали. В общем, я решил, что пока есть возможность в моем возрасте куда-то уйти, надо что-то в этой жизни поменять. Я ушел в другую сферу, здесь тоже нужен опыт, везде есть издержки, но по крайней мере я знаю, что если буду работать здесь водителем, то через пару лет я себе смогу что-то скопить".

Жена Виталия – тоже учитель физкультуры. "Она пока осталась в школе, но тоже думает уйти. Главное, что я ушел и уже могу для семьи больше заработать".


"Учителя не должны заниматься несвойственной им работой"

Алесе Орел 24 года. Еще в прошлом году она была учителем белорусского языка и литературы. Тоже в Минске. Отработала два года распределения и уволилась. Сейчас работает менеджером по работе с клиентами в компании одного из мобильных операторов Беларуси. Зарплату свою Алеся не называет, но, говорит, "хорошая".

"Я начала искать работу где-то с 1 августа этого года. Проблем найти особенно не было, потому что у меня еще одно образование – экономист-менеджер. Почему ушла из школы? Маленькая зарплата и никаких перспектив. В среднем выходило где-то 3,1-3,2 млн. На все не хватало денег. Слава богу, квартиру я не снимаю, а если бы нужно было снимать, я бы вообще не знала, как жить", - говорит девушка.

Но дело не только в зарплате, продолжает экс-педагог. "Про бумажную работу хочу отдельно сказать. Я устала, что после трудового дня в школе надо было приходить домой и еще часа два писать конспекты, отчеты и т.д. Кроме того, я как классный руководитель еще обязана вести дневник руководителя. В нем страниц 50. Там на каждого ученика ты заполняешь данные, пишешь, чем он занимается кроме школы и чем его родители. А на каникулы ты составляешь занятость ребенка: должен написать, где он будет каждый день каникул и чем будет заниматься. Это дико, потому что человек не может знать, где он будет через день".

Еще одна проблема – огромное количество работы, которую учителя в принципе не должны делать, продолжает Алеся. "Например, каждый сентябрь учитель должен идти на всеобуч, то есть надо ходить по незнакомым домам, список которых дают в школе, и спрашивать, есть ли там дети, чем занимаются. (Эти списки подаются в том числе в отделы образования исполкомов для учета детей дошкольного и школьного возрастов. – TUT.BY)".

Бывший учитель вспоминает "золотое время", когда в рамках экспериментов школьных учителей делали стопменами. Учителей наряжали в яркие жилеты и ставили на перекрестки, чтобы они следили за тем, безопасно ли дети переходят дорогу. "Отказаться от этого почти невозможно. Но я все-таки отказалась. Другие наши учителя ходили. Приходили на полчаса раньше своего рабочего дня и уходили на полчаса позже. Стояли на перекрестках, регулировали эти машины, хотя на это специально не учились. Учителя не должны заниматься несвойственной им работой, а если говорить о бумажной, то отчетность давно пора делать в электронном виде".

За год в белорусских школах стало на 4,3 тысячи учителей меньше. "Я ушел из школы, потому что решил: хватит!"

Вот так учителя порой превращаются в регулировщиков. Фото взято с сайта sch76.minsk.edu.by и носит иллюстративный характер

Учителей запросто могут лишить выходных. "На моей новой работе я сейчас четко знаю, когда прийти на работу, когда уйти. В школе ты планируешь свое время на выходные, а в пятницу вечером говорят, что ты в субботу идешь в "Минск-Арену" с детьми на какой-нибудь матч и отказаться нельзя, потому что есть указ свыше. Естественно, директора боятся и отправляют учителей, потому что если не отправят, у них потом тоже может быть много проблем".

В этом году, по словам Алеси, практически все ее знакомые молодые учителя тоже ушли – остались в основном старожилы и пенсионеры. "Так работать нельзя, как сейчас работают учителя, - делает свой вывод бывшая учитель. - На мое место долго не могли никого найти. Учителям просто разбили мои часы, и лишь через месяц кого-то, я слышала, подыскали".


"Все, что я нажила, скопила, отложила за 10 лет в школе – это 200 долларов"

Вера Николаевна, 35 лет. Десять лет работала учителем биологии в одной из школ в Брестской области. Говорит, что сразу после школы только лишь с педагогическим образованием в другой сфере найти работу сложно. Возьмут, скорее всего, либо кассиром, либо продавцом, либо администратором. В общем – обслуживающим персоналом. "И то берут не везде. У меня подруга 27-ми лет хотела устроиться консультантом в магазин модной одежды, ее не взяли. Сказали, что она старовата для этой работы".

Вера Николаевна решила получить еще одно образование и искать "приличную работу". В 2010-м году она уволилась из школы, подала документы в медицинский колледж в России, два года отучилась на дневном, вернулась в Беларусь и вот уже почти полгода работает фармацевтом в аптеке. Зарплата выросла больше чем в два раза, и сегодня она составляет около 8 миллионов – "с понятным графиком работы, полноценными выходными и меньшим количеством обязанностей".

А претензии к школе у Веры Николаевны точно такие же, как и у предыдущих наших героев. "Профессия учителя должна быть более уважаема, тогда, может, что-то изменится. Было страшно уходить, я уходила в никуда. Все, что я нажила, скопила, отложила за 10 лет в школе – это 200 долларов. На учебу в медколледже нужны были деньги. Хорошо, что родители проспонсировали, иначе я бы сама не потянула, - рассказывает бывший учитель. - Три года ходила на пары, снова окуналась в студенческую жизнь. Боялась, что придется репетитора по химии брать, если я сама не буду дотягивать, но я справилась. Все реально, было бы желание". Но если желания у учителей станут все более явными, то действительно, кто детей учить-то будет? - задается вопросом Вера Николаевна.

Новости по теме

Новости других СМИ