Лукашенко может прикупить автомобильный электорат новогодним отказом от госпошлины

АФН

Продавленная Минтрансом, Минфином и другими заинтересованными ведомствами инициатива по введению ежегодного налога на право пользования белорусским дорогами может так и остаться инициативой, которая не добралась до практической реализации в политическую угоду высшему руководству страны.

Последние тренды в "квази-борьбе" против очередного новшества белорусских властей, призванного в раз отремонтировать все дороги в стране, говорят в пользу того, что А.Лукашенко как минимум подумывает о том и вполне может по возвращению из Москвы "по народному велению, по моему хотению" отменить еще не принятую, но уже спровоцировавшую признаки бунтарства и неповиновения в виде акций "стоп-налог" госпошлину.

Следует отметить, что налог на дороги не стал сразившей всех неожиданностью. Представители Минтранса и Минфина еще при появлении первых версий проектов бюджета и поправок в налоговое законодательство сообщали о готовящемся решении. Однако какой бы скандальной не была инициатива властей, она никому не интересна на стадии подготовки. Всё очень просто: в случае отказа властей от своей же инициативы очень сложно доказать, что это результат борьбы, а не решение самих властей. Ведь чиновники запросто могут заявить "Передумали: просчитали и поняли, что нецелесообразно".

Совсем другое дело, когда инициатива превращается в госрешение или начинает обретать форму закона. Как только парламент приступил к принятию законопроекта, он (законопроект) вызвал моментальный интерес и неподдельное возмущение у белорусской оппозиции. Лидерство на старте захватило движение "Говори правду", объявившее через интернет о том, что начинает борьбу против налога на дороги спустя, это очень символично, несколько часов после сообщения об указе о назначении местных выборов на 23 марта 2014 года.

Сегодня в борьбе принимают пожалуй все оппозиционные партии и общественные движения, раскрутив за несколько дней маховик борьбы от несвязанных заявлений до подачи заявок на проведение санкционированных акций протеста.

И никого не смущает, что законопроект уже почти стал законом: прошел 2 чтения нижней палаты и одобрен верхней палатой белорусского парламента. Поскольку белорусские андроиды не в состоянии без санкции сверху самостоятельно сходить в сортир, то прохождение парламента в синеокой означает де-факто принятие документа. Осталась лишь подпись Лукашенко, но…

Сегодня в борьбу против налога на дороги включилась всегда лояльная властям, но типа оппозиционная ЛДП (либерально-демократическая партия). Пиар пиаром, но это мог быть вполне осознанный ход на основании (полученной из администрации) информации, что Лукашенко может не поставить подпись под упомянутым законопроектом. Или, учитывая необходимость принятия налоговых поправок хотя бы за пару рабочих дней до нового года, подпишет, но тут же примет декрет об отмене госпошлины.

Противников у почти принятого решения очень много. И белорусский правитель вполне может прикупить себе лояльность части автомобильного электората, отказавшись в канун Нового года и рождества вводить госпошлину: это как раз тот случай, когда политические дивиденды заметно перевешивают экономические доводы адвокатов этого решения.

По данным Минфина, цена вопроса – 1,6 трлн. рублей бюджетных поступлений, что в переводе на понятную валюту дает порядка 170 млн. долларов (примерная сумма пошлины в бюджет от экспорта 3-4 барж с калием). Этой суммой дороги не отремонтируешь и уж "стопроц" не построишь новые. С политической точки зрения отмена госпошлины не станет фальстартом в президентской гонке: Лукашенко уже подписал указ о пятибаксовом порядке повышения тарифов на ЖКУ.

Уже не важно, какое решение он примет – "Меня народ просит" или "Совсем уже разбосячились, даже за дороги платить не хотят". Во многом это решение будет зависеть от успешности или провала переговоров с Путиным перед заседанием высшего госсовета Союзного государства (будут деньги или нет). В любом случае белорусская оппозиция, "своевременно" начав борьбу, создала такие условия, при которых Лукашенко просто не имеет права не отпиарить себя пожизненного на теме налога на дороги.

Любое же упоминание этой темы белорусским правителем за 3 месяца до местных выборов и стартующей затем кампании по переизбранию будет означать, что политическая проституция в Беларуси осилила очередной качественный уровень с бонусными очками для всех действующих лиц.

Новости по теме

Новости других СМИ