Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать?

Александр Лычавко / TUT.BY

Про снос автовокзала "Московский" говорят уже почти два года. И хоть пока вокзал стоит и обслуживает пассажиров, все идет к тому, что он доживает свои последние месяцы.

У него забирают рейсы и перенаправляют их на другие автостанции. Кроме того, уже почти готовы к вводу и преемники "Московского" – небольшие автостанции вдали от центральных транспортных потоков.

Почти год назад мы подробно рассказали о надуманных причинах, по которым собираются закрыть автовокзал. Якобы им пользуются слишком мало пассажиров. При этом, по официальной информации, "Московский" обслуживал в полтора раза больше пассажиров, чем свежепостроенный "Центральный". С тех пор многое успело измениться, и "Московский" еще больше приблизился к своей гибели.

В апреле Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому автовокзал все-таки снесут, причем "Газпром" заплатит за это около 35 миллионов долларов. При этом в указе ничего не говорится о том, что инвестор должен построить новый автовокзал.

Если и до этого события руководство автовокзала жаловалось, что, мол, "Московский" обслуживает мало рейсов, то вскоре после подписания указа автовокзал начали искусственно "обеднять". С 1 мая упразднили прежние автобусы в аэропорт Минск-2 и учредили новый: №300Э "Автовокзал Центральный – Национальный аэропорт Минск". У этого маршрута только одна промежуточная остановка: на станции метро "Уручье". Таким образом, пассажиры, которые приехали на автобусе из Витебска, Полоцка, Орши, Борисова и других северо-восточных городов Беларуси на "Московский", чтобы попасть в аэропорт, теперь должны дополнительно прыгать со своими пожитками в метро и гнать на "Центральный" либо дожидаться автобусов № 15 или № 80 до станции метро "Уручье". Кстати, случается так, что на промежуточной остановке водитель автобуса не берет всех желающих уехать в аэропорт, ссылаясь на нехватку места. А с 1 августа на "Московский" перестали заезжать автобусы еще 15 маршрутов: их перевели на автовокзал "Восточный" и на диспетчерскую станцию "Карастояновой". Для некоторых маршрутов пробег увеличился на десяток километров, что, конечно, отразилось на цене билета.

Поначалу мэр Минска Николай Ладутько полагал, что рейсы с "Московского" перекинут на диспетчерские станции "Уручье-2" и "Карбышева" – мол, их надо всего лишь дооборудовать. При этом градоначальник не учел, что от первой из этих ДС до ближайшей станции метро 5 остановок на общественном транспорте, от другой – и вовсе 9. Потом "Минсктранс" задумал построить автовокзал на узеньком пятачке рядом с кладбищем в Уручье, и Николай Ладутько даже потребовал в месячный срок предоставить дизайн-проект нового автовокзала. Но уже к концу мая Мингорисполком отказался от такого решения и объявил, что подыскал новую площадку: на месте тира Минобороны недалеко от "9-го километра". Мол, туда продлят метро, и пассажирам будет удобно. Правда, станции "Смоленская" пока даже нет в проектах, а город вместо продления первой линии подземки на восток решил копать третью линию. Это позволяет говорить о том, что нового полноценного автовокзала взамен сносимого "Московского" не будет в столице еще долгие годы.

Поскольку новый автовокзал строить не собираются, то придется транспортные потоки "раскидать" по местным диспетчерским станциям. Говорили о ДС "Калиновского", "Славинского" и "Карастояновой". В начале декабря замдиректора "Минсктранса" Виктор Тозик заявил, что, мол, три автовокзала для Минска – непозволительная роскошь, и что в Берлине только один автовокзал. При этом он умолчал о том, что на берлинском автовокзале три дюжины мест для стоянки автобусов, а на нашем "Центральном" отстой автобусов не предусмотрен вовсе, - нету места. Пригородные маршруты с "Московского" переведут на диспетчерские станции "Славинского" и "Карастояновой". Виктор Тозик отметил, что "диспетчерские станции мы сегодня переоборудовали, приблизили максимально к тем требованиям и условиям, которые предъявляются к пригородным автостанциям, и с таким учетом, чтобы не пострадал наш основной потребитель - пассажиры".

Мы побывали на ДС "Славинского" и посмотрели, насколько максимально ее приблизили к требованиям. Обычное здание диспетчерской станции, под собственно пригородную автостанцию отвели помещение бывшего буфета, два на три окна. В помещении будет две кассы, установлены железные лавочки на две дюжины мест. На стене уже висит схема пригородных рейсов, правда, в ней автостанция называется диспетчерской станцией. Вообще, несмотря на то, что здание одно, номинально оно будет обслуживать два разных транспортных потока: собственно ДС "Славинского" – отвечать за городские автобусные и троллейбусные маршруты, а автостанция "Славинского" – за пригородные рейсы. Примерно шестую часть здания займет диспетчерская служба пригородных рейсов. И пока что две этих службы – городская и пригородная – друг с дружкой будто бы не пересекаются, из городской службы никто не смог нам открыть зал ожидания, чтобы сфотографировать схему маршрутов,- пришлось снимать через окно.

Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать?

Автобусы будут отсюда ходить в Минский, Молодечненский, Логойский и Смолевичский районы, делая остановки более чем в сотне сельских населенных пунктов и городах Радошковичи, Логойск, Смолевичи и Жодино.

Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать?

Быть может, номинально по техусловиям новая автостанция и отвечает предъявляемым требованиям, но, конечно, комнатушка на два десятка человек по комфорту никак не сравнится с полноценным автовокзалом уровня "Московского". Кроме автостанций "Карастояновой" и "Славинского", роль полномочных представителей автовокзала будут выполнять и яркие красные киоски филиала "Минский автовокзал", расставленные возле станций метро "Каменная Горка" (с сентября 2010) и "Уручье" (с марта 2013) и на площади Бангалор (в структуре пассажирских терминалов "Минского автовокзала" пока не учтена). "Минсктранс" называет эти киоски мини-автостанциями, хотя комфорта для пассажиров они не обеспечивают абсолютно никакого.

Как нам стало известно, транспортники должны освободить автовокзал "Московский" и разворотное кольцо при нем уже к лету. И тогда пассажиры пригородных направлений будут вынуждены ехать не к полноценному автовокзалу, до которого любой укажет дорогу, а до маленьких автостанций, расположенных где-то вдали от центральных транспортных потоков.

Как сейчас объяснить человеку, где находится автовокзал "Московский"? Поезжайте до станции метро "Московская", выходите по ходу движения на правую сторону, идите пять минут прямо, и вскоре по правую руку увидите большое здание автовокзала.

Как придется объяснять уже через несколько месяцев, где находится автостанция "Славинского"? Пешком уже не отправишь – слишком далеко и запутанно, придется пересаживаться на наземный транспорт. И если сейчас от станции метро "Московская" до автовокзала "Московский" нужно пройти всего 580 метров пешком или подъехать одну остановку на автобусе, до то автостанции "Славинского" – ровно втрое дальше и уже четыре остановки на автобусе. Про автостанцию "Карастояновой" и говорить нечего: до ближайшей станции метро более трех с половиной километров и минимум семь остановок на автобусе. От железнодорожного вокзала до "Московского" автовокзала всего десять минут на метро и пять минут пешком, но после сноса последнего рассчитывать на нормальную связь главных транспортных ворот страны с местными автостанциями не приходится. Скоростные маршруты "Вокзал - Карастояновой" или "Вокзал - Славинского" – это даже не фантастика, это утопия.

Автовокзал "Московский" начал потихоньку переезжать, и читателям уже сейчас пора начать интересоваться, где же находятся эти автостанции "Славинского" и "Карастояновой" и как туда добираться. Напомним, заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич утверждала, что от перемещения рейсов никаких негативных последствий город не почувствует, пассажиры не пострадают.

Новости по теме

Новости других СМИ