АКФ подтвердил требования к Беларуси


Новое письмо Беларуси о намерениях для выполнения показателей шестого транша кредита будет готово в начале февраля.

Об этом и другом в интервью корреспонденту БелаПАН Дмитрию Зайцу заявил заместитель председателя правления Евразийского банка развития, управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), Сергей Шаталов.

О шестом транше

"К уточнению показателей шестого транша команды заемщика и управляющего средствами АКФ приступили незамедлительно после принятия советом фонда решения об отсрочке выделения шестого транша", — сказал он.

В настоящее время, добавил Шаталов, белорусская сторона подготовила проект письма о намерениях на 2014 год и проводит согласование его параметров с заинтересованными министерствами и ведомствами.

"Мы надеемся, что согласование с нами начнется в самое ближайшее время, а в начале февраля новое письмо о намерениях будет готово к подписанию", — сообщил Шаталов.

Он обратил внимание на то, что персонал фонда выступает за сохранение всех показателей шестого транша, "поскольку их выполнение будет способствовать устранению экономических диспропорций".

Напомним, в конце декабря 2013 года совет АКФ принял решение отложить на полгода рассмотрение о выделении шестого (440 млн. долларов) транша кредита в связи с невыполнением белорусской стороной 10 показателей программы.

"Важно выполнить не только контрольные показатели, но и индикативные. Невыполнение индикативных показателей ослабляет стабилизационный эффект контрольных показателей", — пояснил Шаталов.

В качестве примера он привел параметр по уровню возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, который не был выполнен белорусской стороной в установленные сроки. "Повышение тарифов на ЖКУ (индикативный показатель) до предусмотренных программой уровней не только сократит субсидии из бюджета, повысит эффективность государственных расходов и будет способствовать сдерживанию внутреннего спроса, но также поможет белорусскому экспорту стать более конкурентоспособным за счет сокращения перекрестного субсидирования, бремя которого сейчас несут промышленные предприятия", — сказал Шаталов.

О приватизации

Немалую роль в деле выполнения Беларусью показателей кредитной программы может сыграть приватизация, считает Сергей Шаталов.

По мнению руководства АКФ, к 1 июля 2014 года белорусские власти могут выполнить все обязательства в рамках действующей кредитной программы. "Выполнить можно абсолютно все согласованные показатели, иначе мы бы не рекомендовали совету фонда отложить выделение шестого транша", — отметил Шаталов.

По его словам, белорусские власти неоднократно демонстрировали умение эффективно пользоваться инструментами экономической политики для сдерживания внутреннего спроса, однако эта политика была непоследовательной.

"Немалую роль в деле выполнения показателей программы может сыграть приватизация. Но приватизация без жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и давно назревших структурных реформ, провозглашенных, но все еще не реализованных властями, даст только временный положительный эффект", — подчеркнул Шаталов.

Именно поэтому, добавил он, данный параметр останется индикативным показателем. "Корректировка ситуации требует определенного времени, но полугодие — это достаточный срок для выполнения всех показателей", — сказал заместитель председателя Евразийского банка развития.

Об инфляции

Инфляция в Беларуси должна быть не выше 7% в год, говорит Сергей Шаталов. Он подчеркнул, что в Беларуси необходимо проводить политику, которая бы способствовала снижению как внешнего дефицита, так и инфляции. "Необходимо продолжать стабилизационную политику, независимо от наличия в будущем программы АКФ, с тем чтобы выйти на устойчивый уровень дефицита текущего счета, оцениваемый нами не более чем в 4% ВВП, и уровень годовой инфляции, не превышающий 7% и сопоставимый с уровнем стран — торговых партнеров Беларуси", — отметил Шаталов.

"После кризиса 2011 года белорусские власти предприняли ряд решительных шагов по стабилизации. Но, к сожалению, уже с весны 2012 года власти стали отходить от стабилизационной направленности в проведении экономической политики, что сначала нашло отражение в невыполнении большинства индикативных показателей 5-го транша, а затем 10 показателей 6-го транша, включая пять контрольных", — констатировал Шаталов.

Как следствие, добавил он, в 2013-м произошло ослабление внешних позиций Беларуси по сравнению с 2012 годом.

"Это выразилось в росте дефицита внешнеторгового баланса до 2% ВВП по сравнению с профицитом в 4,7% ВВП, увеличении внешнего долга до 55,7% ВВП по сравнению с 53,1% ВВП и сокращении международных резервов до 1,7 месяца импорта по сравнению с двумя месяцами импорта в 2012 году. Кроме того, не выполнен показатель по инфляции, выросшей до 16,5% против 12%, запланированных властями", — отметил Шаталов.

Кроме того, добавил он, девальвационные ожидания, которые удалось существенно снизить в результате выхода на единый валютный курс в октябре 2011-го и проведения жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2012 года, вновь усилились в 2013-м, особенно во втором полугодии.

"Тем не менее ситуация находится под контролем, и дальнейшее развитие событий зависит от решимости властей продолжать процесс стабилизации", — резюмировал Шаталов.

О льготном кредитовании

По словам Шаталова, объемы директивного и льготного кредитования остаются в Беларуси чрезмерными. Он отметил, что меры по ограничению кредитной активности в Беларуси декларировались, но не всегда выполнялись. "Власти и раньше устанавливали правильные ориентиры по ограничению кредитов экономике, однако эти ориентиры не выдерживались. Так, темпы роста кредитования экономики за девять месяцев 2013 не должны были превысить 15%, но фактические темпы оказались значительно выше, превысив 22%", — констатировал Шаталов.

По результатам оценки выполнения условий предыдущих траншей кредита, напомнил он, персонал АКФ рекомендовал белорусским властям ограничить кредитование в валюте, "поскольку именно этот тип кредитования был причиной невыполнения общего показателя по приросту кредитов экономике".

"Кроме того, значительный объем валютных кредитов предоставлялся секторам, не генерировавшим валютную выручку, что еще больше увеличивало валютные риски на фоне расширения дефицита внешней торговли и сокращения международных резервов", — заявил Шаталов.

Поэтому, пояснил он, ограничивать объемы валютного кредитования в Беларуси было необходимо. "Ограничивать кредитование необходимо, но это надо делать через ограничение директивного и льготного кредитования, объемы которого продолжают оставаться чрезмерными, составляя не менее 40% кредитного портфеля банковской системы. Именно это кредитование значительно снижает эффективность традиционных инструментов денежно-кредитной политики, включая процентную ставку, в плане оптимизации объемов кредитования", — сказал Шаталов.

В связи с этим, добавил он, в настоящее время кредиты экономике в Беларуси "таргетируются и являются контрольным показателем".

Новости по теме

    Почему АКФ задерживает шестой транш

    Совет Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС отложил рассмотрение вопроса о предоставлении Беларуси шестого транша финансового кредита (440 млн. долларов) в связи с невыполнением десяти показателей действующей стабилизационной программы.подробности

Новости других СМИ