Почему белорусы все меньше "купляюць беларускае"?

Надежда Кравчук, "Товарищ.online"

Импортные товары в 2013 году увеличили свою долю на белорусском рынке. По данным Белстата, доля отечественных товаров в розничном товарообороте за год сократилась с 73,9% до 71%: в сегменте продовольственных – с 84,1% до 83,3%, непродовольственных – с 60,3% до 55,1%. Белорусы в ушедшем году покупали больше иностранной бытовой техники, моющих средств, одежды и прочего. Немного сдали позиции лишь импортные фармацевтические товары.

– Наши предприятия недорабатывают, когда человек своим кошельком голосует за импортный товар, приобретаемый либо на внутреннем рынке, либо выезжает за рубеж, где делает покупки, – приводит БелаПАН слова премьер-министра Михаила Мясниковича, сказанные в ноябре 2013 года в белорусском парламенте.

Почему белорусы не хотят покупать отечественные товары? Как, правило, увы, они не выдерживают конкуренцию с импортными. Лидер объединения предпринимателей "Перспектива" Анатолий Шумченко считает, что в первую очередь, белорусское проигрывает по соотношению цена-качество. Немалую роль играет и психологический фактор: "Наше общество все равно не настроено покупать белорусское, даже если речь не идет о качестве".

– Это не потому, что предприниматели такие плохие и продают только импортное. Дело в том, что мы просто не даем возможности развиваться своему бизнесу, – констатирует предприниматель. – Мы давно говорили: дайте возможность развиваться малому бизнесу, создавать предприятия в зоне частного сектора, выкупать производственные помещения по остаточной стоимости. Но всего этого нет. Мы зажимаем своих и поэтому кормим чужих.

Торговля работает на самоокупаемость и поэтому должна следовать за требованиями покупателей, добавляет экономист Лев Марголин. Если покупатель не найдет здесь корейского или японского телевизора, он поедет за ним в Польшу, Литву, Украину или Россию. Поэтому единственный способ завлечь покупателей – не табличка "Купляйце беларускае", а предложение качественного конкурентоспособного товара.

Модернизация по сигналу сверху ситуацию исправить не может, уверен экономист.

– Все эти требования выставлять белорусские товары на самом видном месте, законодательное закрепление доли белорусского в товарообороте – это бесполезно. Есть и более вредные идеи, как последняя инициатива одного из депутатов облагать весь импорт дополнительным налогом, – говорит Марголин. По его мнению, подобные меры не только не приведут к росту доли белорусских товаров в товарообороте, но и вовсе уменьшат товарооборот и заставят людей еще активнее закупаться в соседних странах.

Анатолий Шумченко также считает, что исправлять ситуацию государство должно не директивными и административными методами. Он предлагает меры экономического характера – стимулирование и преференции. Однако эти преференции должны быть экономически грамотными и направленными на развитие бизнеса.

Продолжение читайте здесь.

Новости по теме

Новости других СМИ