Курейчик об "Авеле": За счет налогоплательщиков кормится бродячий цирк

Игорь Корней, белорусская служба радио "Свобода" / перевод UDF.BY

Широко разрекламированный художественный фильм "Авель", который финансируется из государственного бюджета, начал наполняться визуальным рядом.

В Минске сняли первые батальные эпизоды: на их объединенные оппоненты власти забрасывают "коктейлем Молотова" бойцов спецназа, которые охраняют Дом правительства. Кстати, в реальности ни одна акция оппозиции не сопроваждалась "бомбардировкой" силовиков. А вот неизменные атрибуты шествий — бело-красно -белые флаги и лозунги "Жыве Беларусь!" — в ленту решено не включать.

Вчерашней ночью в центре столицы состоялась "акция протеста", в ходе которой в сторону стражей порядка летели самодельные бомбы и другие опасные предметы. Причем "волнения" были санкционированы всеми надзорными ведомствами — МВД, КГБ, службой охраны президента и т.д. Все ради того, чтобы через год в новом художественном фильме "Авель" зрители могли увидеть картинку зверств толпы и страданий бойцов спецназа. На эти цели Министерство культуры выделило более 2 миллионов долларов.

Реализацию проекта возложили на частную кинокомпанию "Нонстоп Медиа". Режиссером приглашен неизвестный широкой публике американец украинского происхождения Уильям Де Виталь, который во времена каскадерской карьеры в СССР назывался Виталием Васильковым. Обещано, что на следующих этапах к делу подключатся голливудские звезды наивысшей категории "А".

Генеральный продюсер компании Сергей Жданович лично наблюдал за началом съемок и, отвечая на вопросы журналистов, не раз подчеркивал: поскольку фильм не документальный, точная реконструкция событий не предусматривается. Именно поэтому, по словам Ждановича, наконец было решено отказаться от использования бело-красно-белой символики при имитации штурма Дома правительства: мол, не обязательно события должны отождествляться с тем, что было на площади Независимости три года назад. Аналитики в этой связи высказывают свое мнение: видимо, идеологи не уверены, что массовка, составленная преимущественно из студентов-БРСМовцев, не вдохновится атмосферой демократического сопротивления.

Курейчик об "Авеле": За счет налогоплательщиков кормится бродячий цирк

Андрей Курейчик

Драматург Андрей Курейчик работал со Сергеем Ждановичем в рамках другого проекта — телесериала "Выше неба". Имеет ли шанс "национальный фильм" "Авель" пополнить ряды выдающихся кинопроизведений Беларуси? Оправдаются ли государственные вложения?

Курейчик: Для того, чтобы такие деньги выманить у государства — а выманили их на самом высоком уровне, поверьте мне, — картинку изначально подали радужной. Что будут участвовать американские суперзвезды, что это будет идеологически очень сильная вещь, которая позволит накануне следующих президентских выборов показать — ни в коем случае нельзя протестовать, все это очень плохо, и т.д. То есть в рамках той идеологической парадигмы, на которую готовы выдавать деньги наши власти, задачи ставились самые серьезные. Но то, как они начали снимать, — по-моему, это какая-то профанация. Во-первых, все сразу увидели, что это абсолютная ложь, такого не было. Не было никаких "коктейлей Молотова", а люди стояли под национальными флагами, с национальными лозунгами — благородными, историческими. А так получается, что какая-то безликая банда атаковала "коктейлями Молотова" картон несчастных милиционеров, которых, если я правильно помню события того времени, в общем-то в том месте не было.


По сценарию, в киноленте "Авель" рассказывается о сложных взаимоотношениях двух братьев, которые оказались по разные стороны идеологических баррикад. Кстати, ради этого и задуманы сцены с массовыми акциями протеста: один брат — "сьвядомы", второй — преданный режиму. Через библейский сюжет о Каине и Авеле творцы хотят показать, возможно ли примирение идейных антиподов. Как говорит Андрей Курейчик, методы воплощения и подобранная команда оставляют сомнения в успешности проекта:

Я уже давно отношусь к этому проекту с иронией. Вообще считаю, что за такие деньги можно было снять пять фильмов — не знаю — о Янке Купале, о Максиме Богдановиче, о наших выдающихся художниках или просто о современных белорусах: без всякой политики, идеологии, и было бы в тысячу раз лучше. И точно, что хотя бы один из пяти вышел бы действительно талантливым. На эти деньги могли бы работать пять белорусских режиссеров, пять белорусских сценаристов и т.д. Вместо этого мы кормим каких-то каскадеров со всего мира, непонятных личностей. Какой-то бродячий цирк кормится за счет белорусских налогоплательщиков, а снимаем... Все видят, что это за съемки. Поэтому серьезно к этому относиться нельзя. То есть с самого начала задачи ставились достаточно высокие (естественно, с точки зрения власти), а вот реализация кажется какой-то комедийной. Само приглашение в качестве режиссера не серьезного (хоть американского, хоть российского, хоть белорусского) режиссера, а каскадера — это тоже ставит проект в ряд каких-то опереточных.


Об особом статусе "Авеля" свидетельствует то, с какой серьезностью обставлен внешний фасад проекта. Без лишних слов на съемки командируют бойцов спецназа в полной экипировке и не по погоде одетых студентов вузов, по всему периметру стоят "тихари" с рациями и как обычно не дают работать журналистам, а многочисленные ассистенты, помощники и другие приближенные к режиссерскому телу ходят по коридорам дома правительства как у себя дома.

В пятницу съемки избиения спецназовцев демонстрантами будут продолжены на Октябрьской площади. Заявленная массовка — 500 человек.

Новости по теме

Новости других СМИ