Топ-5 белорусских национальных идей

Виктор Мартинович, "БелГазета"

На вручении премии "За духовное возрождение" президент призвал интеллигенцию "выделить то, что станет объединяющей всех граждан белорусской идеей".

Александр Лукашенко назвал компоненты, или "основания", белорусской идеи: "патриотизм" и "готовность беречь свое наследие". Откроем тайну: белорусских идей на самом деле много, и слагаются они совершенно из других компонентов.

Разберемся с составляющими белорусского мира идей. Во-первых, это, конечно, супериорность — т.е. железобетонная убежденность в том, что мы — самые лучшие в мире, что мы "не пьем" так много, как русские, и "умеем работать", в отличие от украинцев. Во-вторых, это фундаментальное желание всех если не обдурить, то, во всяком случае, не остаться в убытке. Один знакомый агент по недвижимости сказал, что крупная сделка в Минске только тогда выглядит успешной, когда обе стороны расходятся в железной уверенности, что они друг друга слегка "нагрели". Когда продавец убежден, что цены будут падать и он "успел", а покупатель совершенно уверен в том, что он оторвал квартиру "очэнь дзёшава". Из уважения к национальному характеру назовем эту черту белорусов просто хитростью.

Наконец, третий компонент поведения масс мы бы назвали тактикой "а куда вы на хер денетесь". История приучила белорусов чувствовать себя уверенно только в тех ситуациях, когда, помимо предлагаемых ими услуг, больше вариантов у покупателя нет. Прекрасным проявлением тактики "а куда вы на хер денетесь" является развитие сети частных розничных магазинов шаговой доступности: несколько крупных сетей соревнуются в скупке бывших столичных пищеторгов, прекрасно понимая, что когда у потребителя не будет выбора между их магазином и их магазином, покупать придется в их магазине. Как бы беден ни был ассортимент и какими бы странными ни были цены. Теперь разберем несколько крупных белорусских идей, роящихся в публичном пространстве.


"КУПЛЯЙ БЕЛАРУСКАЕ"

Идея включается в момент валютного кризиса и накапливания готовой продукции на складах. Проект нацелен на эксплуатацию супериорности, т.е. на ощущение, что наш текстиль или трикотаж — лучший в мире, пусть даже всем известно, что белорусские костюмы выглядят дубово и сидят так, будто их сняли с чугунного памятника Ленину. Проект "Купляй беларускае" становится общенациональным, когда валюта в обменниках заканчивается, а товары белорусского производства в ГУМе — еще нет. То есть он вовсю эксплуатирует желание всех надурить. После того как активная фаза валютного кризиса прошла и импортных товаров в торговой сети не осталось, принцип "купляй беларускае" работает в рамках парадигмы "а куда вы на хер денетесь".


ЗА ЗДАРОВЫ ЛАД ЖЫЦЦЯ

Идея о Беларуси как спортивной, здоровой стране, конечно, в основном базируется на составляющей нашего физического превосходства, на нашем самолюбовании. Достаточно посмотреть трансляции с парадов, чтобы увидеть, как мы любим свою спортивность. Но есть тут и другие необходимые компоненты белорусской идеи.

Постулат "куда вы на хер денетесь" воплощен в том простом обстоятельстве, что если ты не следишь за здоровьем в Беларуси, тебе рано или поздно придется столкнуться с ужасами национальной медицины. Хитрость же воплощена в том, что, покатавшись на лыжах и погоняв в футбол, белорусы надеются обойтись без обязательных в странах Запада отчислений на медстраховку и психолога. Удачная экономия!


КОСМИЧЕСКАЯ ДЕРЖАВА

Эта идея становится актуальна, когда нужно повысить капитализацию промышленных и индустриальных активов. Приезжий олигарх, на которого рассчитана "разводка", заводится в цех, отапливаемый дровами и крытый ржавой жестью, прорехи в которой закрыты шифером. Ему рассказывается о нанотехнологиях, полимерах, генной инженерии и успехах в области стволовых клеток, достигнутых белорусскими учеными. Звучат слова "бозон Хиггса", "теория струн" и "суперпорошковая металлургия".

Мехдвор, шифер и бурьян мнятся олигарху объектами актуального дизайна, общая атмосфера запустения — тщательно спланированной организацией пространства. В ключевой момент директор предприятия поднимает голову горе, смотрит на дырявый шифер и сообщает: "А хорошо, наверное, наше предприятие смотрится из космоса, с белорусского спутника Земли". Олигарх покупает предприятие, чтобы приобщиться к инновационным успехам молодой страны.


РУССКИЕ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

Эта идея начинает работать, когда Беларусь пребывает в лихорадочном ожидании новых кредитов от России или надеется на увеличение объемов поставляемой оттуда нефти. Тут в полной мере проявляется желание обдурить — т.е. получить материальные выгоды за совершенно нематериальное ощущение нашей кажущейся похожести на соседей. Есть и компонент "а куда вы на хер денетесь" — он включается, когда с кредитом или нефтью возникает затык. Тут же напоминается о европейских танках, которые мы не пустим на Москву, о том, что мы — единственный настоящий союзник, и т.п. Красота ситуации — в том, что, прогибаясь под Россию, мы признаем себя все-таки "русскими со знаком качества", т.е. супериорность представлена в полной мере.


МЫ НЕ РУССКИЕ

Про ВКЛ, битву под Оршей, Альгерда и других славных европейцев из нашей истории государство вспоминает в тот момент, когда нужно показать той же самой России, что у нас есть еще опции, кроме Москвы (т.е. что мы сами находимся не в ситуации "куда вы на хер денетесь"). Национальная хитрость — в том, что, ожидая кредитов от МВФ и ЕС, мы обещаем не пускать на ЕС уже русские танки. Супериорность — в том, что, напоминая о своем центральном положении в Европе, мы в то же время называем себя людьми, "победившими фашизм".

То есть на всех ключевых переговорах с европейцами мы подаем себя как европейцы, счастливым образом избежавшие заражения бациллой национал-фашизма в 1930-х гг. и даже помогшие Европе излечиться от нее! Это позиционирование позволяет возвращать Европе все ее претензии по поводу несовершенства ситуации с правами человека в Беларуси: мол, от нытья про политзаключенных до выкрика "Хайль Гитлер" — один шаг.

Новости по теме

Новости других СМИ