Утильсбор на автомобили: кто, когда, кому и сколько заплатит?

Анна Рудь, AUTO.TUT.BY

В Минпроме разъяснили процедуру уплаты вводимого с 1 марта утилизационного сбора на автомобили. Некоторые же вопросы так и остались без ответа.

Кто будет платить?

Платить будут все (кроме беженцев и лиц, проживающих в Беларуси по виду на жительство), но только на автомобили, ввезенные после 1 марта 2014 года. В Минпроме подчеркнули, что нормы указа "не распространяются на транспортные средства, выпущенные в свободное обращение и (или) зарегистрированные в ГАИ до 1 марта".


Какие машины облагаются утильсбором?

В принципе - все: легковые и грузовые, ввозимые как юрлицами (предприятиями, организациями, дилерскими центрами, автохаусами и пр.), так и гражданами - кроме почему-то "гибридов". Разница лишь в ставках сборах - физлицам ввозить однозначно выгоднее.


Ставки сбора

Как и предполагал AUTO.TUT.BY, ставки сбора в тексте документа по сравнению с его проектом не изменились и остались зафиксированы в российских рублях: 20 тысяч рублей - для легковых автомобилей, 150 тысяч - для легких коммерческих и грузовых. Но платить мы их будем, конечно же, в белорусских - по курсу Нацбанка на день оплаты.

К этим ставкам применяются коэффициенты: они, как и сами ставки, утверждены Постановлением Правительства, текста которого в открытом доступе пока нет - равно как и текста самого указа. Для физлица, которое ввозит автомобиль, вне зависимости от объема двигателя он установлен в размере 0,1.

Считаем. По сегодняшнему курсу ставка сбора для легковых автомобилей равняется 5,56 млн рублей. Применяем коэффициент - сумма сбора для физлица сегодня равнялась бы 556 тыс рублей. В Минпроме уверены, что такие деньги для белоруса - "не повод делать из этого драму".

Утильсбор на автомобили: кто, когда, кому и сколько заплатит?


На одну машину - сколько раз?

В указе зафиксировано, что утильсбор на конкретную машину платится единожды и по стране назначения. Что это значит? Если вы покупаете у юрлица или гражданина машину, ввезенную и растаможенную после 1 марта, то беспокоиться о сборе уже не нужно - он уплачен тем лицом, которое выпустило этот автомобиль в свободное обращение на территории Таможенного союза, и сведения об этом будут во всех базах.

Если автомобиль ввез автодилер (новое авто) или автохаус (бэушку), то сбор уплатят они - естественно, включив сумму сбора в стоимость автомобиля для покупателя.

Эксперты уверены, что высокие коэффициенты для юридических лиц на "бэушки" - а это, например, 16,12 для автомобилей старше 3 лет с объемом двигателя от 2 до 3 литров - попросту "убьет этот бизнес". По словам председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, никто не будет покупать у юрлиц бэушки, на которые "сверху ложится такая сумма".

Считаем: автохаус, ввозя бэушку старше 3 лет с объемом двигателя от 2 до 3 литров, по сегодняшнему курсу должен заплатить 89,5 млн рублей утильсбора! Это увеличивает цену автомобиля для покупателя почти на 10 тыс долларов!

- Естественно, этот бизнес, который только-только стал работать легально и эффективно, снова уйдет в тень, - уверен Михневич.

Если автомобиль ввозит физлицо, то оно, сообщили в Минпроме, платит утильсбор в процессе растаможки, за его взимание отвечает ГТК. Без документа об уплате сбора зарегистрировать автомобиль в ГАИ будет невозможно.


Частный случай: двойное обложение сбором

Из любого закона, оказывается, бывают исключения. Не секрет, что в последнее время многие белорусы предпочитают покупать новые автомобили в России: и близко, и дешевле, чем в наших салонах. В России утильсбором автомобили облагаются уже на протяжении более года (с 1 января 2013-го), то есть в стоимость машины у российского дилера он уже заложен. Зато у россиян ниже таможенные пошлины для юрлиц, чем у нас - в среднем на 5%.

- Ставки таможенных пошлин для юрлиц в Беларуси также снизятся - с 1 марта, - в Минпроме обращают внимание на то, что все "платы, связанные с машинами, в наших странах будут унифицированы". Правда, помимо таможенных платежей и ставок утильсбора, наши страны еще не унифицировали ставку НДС на автомобили для юрлиц - в России налог меньше (18% против наших 20%). "Но это не важно", - считают в Минпроме.

AUTO.TUT.BY задался вопросом: если белорус, покупающий автомобиль в России, уже "заплатил" утильсбор там (а он по умолчанию включен в стоимость, например, европейской машины в салоне российского дилера), значит ли это, что в Беларуси он платить второй раз уже не будет?

- Утильсбор уплачивается по стране назначения, - пояснил замминистра промышленности Геннадий Свидерский. - То есть заплатить его в Беларуси обязательно придется, иначе автомобиль нельзя будет зарегистрировать в ГАИ.

Вместе с тем пояснить, можно ли каким-то образом освободить белоруса от этого двойного обложения сбором, представитель ведомства не смог.

AUTO.TUT.BY предполагает, что механизм освобождения от двойного обложения (например, физлицо платит в Беларуси, подтверждает факт экспорта из РФ, и дилер возвращает ему сумму "уплаченного при покупке" сбора) так и не разработают даже при условии гарантированного экспорта автомобиля в Беларусь - слишком уж разнятся ставки сбора (а точнее - их коэффициенты) для юридических и физических лиц.


Куда пойдут деньги?

В Минпроме уверяют: полученные от плательщиков утильсбора средства будут направлены только и исключительно "на создание и развитие инфраструктуры втормета по утилизации отходов". Конкретных планов пока не озвучивают.

Возможно именно тем, что сегодня бюджету нужны деньги на "создание и развитие", а не только непосредственно переработку отходов, с плательщиков - особенно юрлиц - будут взимать намного большие суммы, чем стоит та самая утилизация: по данным, представленным AUTO.TUT.BY председателем БАА Сергеем Михневичем, "утилизация одного легкового автомобиля во всем мире стоит не более 150 евро" - причем, понятно, вне зависимости от формы его собственности.


"Ну заплатит физлицо один раз 500 тысяч, ну так сумма небольшая..."

Ради справедливости скажем, что очередной сбор для автомобилистов не был инициативой белорусской власти: объективно Россия в рамках Таможенного союза и унификации таможенного и прочего законодательств просто вынудила Беларусь ввести вслед за ней утилизационный сбор - как ранее увеличить размер таможенных пошлин на автомобили.

Беларусь и ввела - хоть логика некоторых норм взимания утильсбора, оказывается, непонятна и представителям белорусского Минпрома. AUTO.TUT.BY тщетно пытался выяснить мотивы решения российских и белорусских властей освободить от уплаты сбора автомобили с гибридными двигателями - при том, что и автомобили с ДВС, и электромобили сбором облагаются!

- Никакой логики в этом нет, - считает Сергей Михневич.

- Я не знаю, в чем причина такого решения российской стороны, - сообщил нам замминистра промышленности Геннадий Свидерский, уверив при том, что "целый год белорусская сторона наблюдала за реализацией аналогичного закона в РФ и анализировала их опыт".

- Не надо копать глубоко, - попросил представитель Минпрома AUTO.TUT.BY. - Ну заплатит физлицо один раз 500 тысяч, ну так сумма небольшая, не создавайте ненужного накала, не делайте из этого драму.

Новости по теме

Новости других СМИ