"Совбелия" объявила войну гипермаркетам

Александр Кутицкий, UDF.BY

После того как Александр Лукашенко потребовал навести порядок в торговле и особо пристальное внимание при этом уделить работе гипермаркетов, государственные СМИ взялись за шельмование крупных торговых сетей.

"У меня такое подозрение, что сюда пришли богатенькие "континенты" и "пятые элементы" из России и через наших жуликов и крутых людей-бизнесменов построили эти сети. И мы попадаем в зависимость к чужому дяде. Неизвестно, как они себя на рынке поведут. Но самое главное - кто отсюда имеет выгоду большую", - заявил Александр Лукашенко 28 января на совещании о состоянии и развитии потребкооперации Беларуси.

"Я уже предупреждал губернаторов и, особенно, мэра Минска: за каждый гипер-, супермаркет ответишь головой, если будут уничтожены магазины шаговой доступности, - отметил глава государства. - У нас уже таких сетей достаточно. И надо соблюдать какое-то процентное соотношение, в противном случае мы попадем в такую кабалу к ним, они окажутся неуправляемыми настолько, что мы будем полностью от них зависимыми. Поэтому все должно быть в пропорции. Я еще раз повторяю: там, где надо построить этот магазин - гипер-, супер- - стройте, но где в ущерб....! Мы поняли, что без маленьких магазинчиков нельзя".

Президент пообещал в ближайшее время разобраться: "кто в Минске, а, может быть, в областях, стоит за этими супер-, гипермаркетами".

Государственная пресса, и, в первую очередь, газета Администрации президента "СБ. Беларусь" не стала откладывать выполнение поручений главы государства в долгий ящик и сразу вылила на гипермаркеты ушат помоев.

"Наши гипермаркеты напоминают огромную красочную коробку конфет: берешь в руки в предвкушении, что содержимое не менее прекрасно, чем форма, но открыл, а там — пшик, десять конфет на один зуб. Да и те "поседели": покрылись характерным налетом просроченного какао–продукта... Так и тут: большие парковки, удобный подъезд, тележки прямо на улице — дословно списанная бутафория европейского лоска. Но стоит приблизиться к прилавку, сон развеялся — вот он, родной ненавязчивый сервис", - пишет автор статьи.

Далее журналистка делится своими ощущениями от посещения ближайшего к дому гипермаркета:

Первым покупателя встречает фруктово–овощной отдел. Каждый раз, посещая его, не могу взять в толк: где поставщики берут самую страшную в стране свеклу и морковь? Да, апельсины–мандарины примерно вдвое дешевле, чем на рынке, но тут нужен острый глаз, чтобы отбраковывать гниль.


Как отмечается в публикации, с 1 июля минувшего года Торговая инспекция проверила 1.350 магазинов. Нарушения выявлены практически во всех.

"Главный санитарный врач Минска Наталья Жукова констатирует: несоблюдение санитарных норм выявляется при всякой проверке торговой сети города. Типичные огрехи: ненадлежащее санитарное состояние, несоблюдение температурных режимов, реализация продуктов с истекшими сроками годности. Тонны товаров снимаются контролерами с продажи, миллиардные штрафы платят ритейлы. Однако вряд ли это решает проблему. К каждому изо дня в день контролера не приставишь...", - сокрушается автор статьи.

"Самое распространенное нарушение в сетевых магазинах — несоблюдение ассортиментного перечня", — приводит издание слова начальника Торговой инспекции по Минску Натальи Василевской и продолжает: "Что касается промышленной группы, так тут и невооруженным глазом видно засилье импорта. А наше, порой не худшего качества и подешевле, — на складах. Или вот нынче, например, во всей торговле проблема с сыром. Молока зимой традиционно мало, сыр сейчас хорошо продается в России. Как результат нет выбора на прилавках ни в обычных магазинах, ни в сетевых. А про цены уже и не говорю. Нынче сыр у нас дороже, чем во Франции, как деликатес".

"Европейского лоска в сетях не получилось, да и удивлять ценами им нынче все труднее. Более того. Постоянно расширяясь, сетевые маркеты рьяно набирали работников. Но ни в одном объявлении я не видела в ряду требований к претендентам: "наличие специального образования". Брали всех. Потому что обслуживающего персонала нужно много и сразу, тут не до профессиональной выучки. Причем и текучесть кадров на таких предприятиях достаточно высока. А кадры решают хоть не все, но многое", - констатирует "СБ".

P.S. Безусловно, с фактами, изложенными в статье, трудно поспорить: и фрукты-овощи в гипермаркетах зачастую залежалые, и с ассортиментом есть проблемы, и обслуживание хотелось бы увидеть более душевное... Вот только жаль, что на проблемы эти журналисты обратили внимание только после критики Лукашенко.

Новости по теме

Новости других СМИ