Белорусские товары не выдержат конкуренцию даже в ЕАЭС, или Чемоданом с "Беловежской" вопросы экспорта не решить

Надежда Кравчук, "Товарищ.online"

Руководитель Министерства иностранных дел Беларуси Владимир Макей раскритиковал результаты работы министерства и загранучреждений по продвижению белорусской продукции на внешние рынки.

Среди ответственных за недостаточный объем экспорта традиционно числятся дипломаты. Действительно ли они не предпринимают должных усилий по разгрузке складов с белорусской продукцией, либо предприятия и власти просто валят с больной головы на здоровую?

Безусловно, одна из задач дипломатов – продвигать отечественные товары за рубежом, утверждает экономист Лев Марголин. Для этого в штате посольства есть специальная должность. Правда, торговый советник посольства не может обеспечить продажу белорусских товаров, как этого хотелось бы заводам и фабрикам. Один человек не может заменить собой отдел маркетинга и сбыта целого предприятия.

Недавно об этом заявил посол Беларуси во Франции Павел Латушко. По его словам, рассчитывать, что задачи экспорта решит один торговый советник или посол, сложно.

– Не потому что мы не хотим работать, а просто потому, что 24 часа в сутках, – сказал дипломат.

Белорусские предприятия, отмечает Марголин, недостаточно большие, чтобы создавать сбытовую сеть в других странах. Но без соответствующей товаропроводящей сети и сервисных служб, товары, особенно сложные, продавать практически невозможно. Поэтому во всем мире действуют транснациональные корпорации с продвигающими товары представительствами во многих странах. Нечто подобное делает МАЗ, МТЗ и "Беларуськалий", но большинству предприятий это недоступно. Поэтому они и пытаются спихнуть эту задачу на дипломатический корпус, который своими силами справиться не может, делает вывод экономист.

Посол Латушко заявил и о том, что техника на презентациях иногда просто ломается.

– Задача диппредставительств продвигать даже не столько продукцию, сколько образ страны как производителя надежных и современных товаров. И как можно создавать такой образ, если продукция ломается на презентации? – говорит Лев Марголин. – Ведь каждый потенциальный покупатель понимает, что если специально подготовленная для презентации продукция ведет себя таким образом, то чего ожидать от обычной техники?

А за качество продукции несут ответственность уже не дипломаты, а сами производители. Конкурентоспособность как раз и складывается из высочайшего качества и соответствия современным мировым стандартам, добавляет экономист.

На слова посла Латушко, который "очень ясно сказал, в чем дело", обращает внимание и политический обозреватель Роман Яковлевский.

– Мне не очень ясно, откуда такая смелость у чиновника, но он сказал правду. Эта правда характеризует состояние всей внешнеполитической деятельности Беларуси, когда невозможно с помощью одного советника продвигать товары, – заявил Яковлевский сайту "Товарищ.online".

По его словам, когда дело касается продажи товаров, работает исключительно рынок. И никакие хорошие отношения на уровне высшего руководства тут не помогут.

– Лукашенко казалось, что у него хорошие отношения с Ираном – где мы сегодня оказались с Ираном? Где мы сегодня оказались с Венесуэлой? Все строительные проекты под большим вопросом. Сейчас собираются в Африке открывать посольства. Да пусть открывают хоть в Антарктиде, но с одним советником по экономике посольство не может решить вопросы продвижения товаров, особенно когда они ломаются прямо на презентациях, – добавляет собеседник сайта "Товарищ.online". Надо же понимать: это очень жесткая конкуренция. Рыночные отношения диктуют качество и себестоимость продукции.

По мнению Льва Марголина, политический фактор все же влияет на успех белорусского экспорта.

Продолжение читайте здесь.

Новости по теме

Новости других СМИ