"Беларуськалий" вытесняет "Уралкалий" с российского рынка

Алина Фадеева, vedomosti.ru

Российскому монополисту это даже выгодно: цены на калийное сырье за рубежом выше, проблем со спросом нет.

"Беларуськалий" впервые поставит хлористый калий российскому потребителю — производителю удобрений "Фосагро". О заключении контракта сегодня сообщила "Фосагро", объем поставок и цену контракта компания не раскрывает. "После распада в прошлом году консорциума "Беларуськалия" и "Уралкалия" у российских производителей сложных удобрений и сельхозпроизводителей (…) появилась возможность покупать хлористый калий у альтернативного поставщика и выбирать оптимальные условия поставок", — приводятся в сообщении компании слова гендиректора "Фосагро" Андрея Гурьева.

До сих пор "Фосагро" и другие потребители покупали калий только у российского монополиста — "Уралкалия". Общую потребность производителей сложных удобрений и сельхозпроизводителей Андрей Гурьев оценил в 2,1 млн т. Представитель "Фосагро" уточнил, что годовой объем потребления хлористого калия предприятиями группы составляет 770 000 т. По словам аналитика "ВТБ Капитала" Елены Сахновой, в действительности "Фосагро" выбирала 500 000-600 000 т. Таким образом, доля поставок «Фосагро» в российском секторе "Уралкалия" порядка 28%. Будет ли компания покрывать потребности полностью за счет поставок «Беларуськалия», представитель "Фосагро" не уточнил.

Очередной долгосрочный контракт на поставку хлористого калия "Фосагро" и "Уралкалий" заключили в начале прошлого года. Представитель "Уралкалия" пояснил, что контракт все еще действует (по словам источника, близкого к компании, "Фосагро" пока не отозвала заявку на март). "Уралкалий" относится к сообщению "Фосагро" спокойно и невостребованные компанией объемы продаст другим покупателям, пояснил представитель.

Такой поворот событий принесет "Уралкалию" только выгоду. Будучи монополистом на российском рынке, компания по рекомендации ФАС формирует цены с привязкой к минимальной экспортной цене и предоставляет скидку в 7-10%. В 2014 г. цена за тонну должна была составить $187. Между тем цена в апреле на бразильском рынке вырастет до $350 за тонну. Если считать, что "Фосагро" покупала у "Уралкалия" 500 000-600 000 т в год, то, перераспределив эти объемы на экспортные рынки, "Уралкалий" сможет дополнительно заработать $10-15 млн.

"Беларуськалий" способен закрыть весь российский рынок (мощности компании — 11,1 млн т в год). В том случае, если "Уралкалий" оставит себе минимальный объем — около 300 000 т, которые компания поставляет фермерам, выручка от перераспределения объемов на экспорт составит порядка $43 млн. Компания останется с прибылью даже в том случае, если поставит освободившиеся объемы по цене, меньшей, чем сформировалась на самом привлекательном рынке в Бразилии: минимальная экспортная цена (в контракте с Китаем) в 2014 г. составила $305 за тонну.

"Белоруськалий", таким образом, должен был предоставить "Фосагро" большую скидку, нежели "Уралкалий", рассуждает Сахнова. Но в ситуации, в которой находится белорусская компания, этот шаг оправдан, считает она. Покинув трейдинговый консорциум в июле прошлого года, "Уралкалий" забрал с собой всех продавцов, и рост продаж "Белоруськалия" существенно замедлился.

"У производителей удобрений очень высокая доля фиксированных затрат — около 60%, — которые растут в пересчете на тонну при снижении объемов. Поэтому в условиях проблем на экспортных рынках (компания до сих пор не заключила контракт с Китаем) “Беларуськалию” важно сохранить объемы и поставить продукцию даже по низкой цене", — добавляет аналитик.

При этом белорусская компания все равно получит прибыль. По словам Дарьи Снитко из Газпромбанка, в 2012 г. себестоимость добычи "Беларуськалия" составила $77 за 1 т, расходы на транспортировку в "Фосагро" составят около $30-35 за тонну.

Получить оперативный комментарий "Беларуськалия" не удалось.

Новости по теме

    Новая угроза для "Беларуськалия"

    У "Беларуськалия" и российских калийщиков, вынужденных из-за мирового кризиса снизить цены на внешнем рынке, похоже, появляется еще одна проблема. Это российские производители сложных удобрений (NPK).подробности

Новости других СМИ