Продажи автосалонов Беларуси упали на треть: за машинами в Россию поехали физлица и "серые дилеры"

Елена Анкудо, "Ежедневник"

Больше месяца белорусский автобизнес играет по новым правилам, вкладывая в цену автомобилей утилизационный сбор. "Ежедневник" расспросил дилеров, как идут продажи.

С 1 марта в Беларуси действует указ N64 "Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств". Комментируя новый закон, игроки автобизнеса неоднократно заявляли: ряд используемых в нем трактовок создают неоднозначное толкование, что допускает уплату утилизационного сбора на один и тот же автомобиль дважды и создает неравную конкуренцию с российскими шоу-румами. Дождавшись окончания первого месяца работы по новым правилам, "Ежедневник" связался с рядом автодилеров, поинтересовавшись, так ли все плохо на самом деле.

Для полноты картины мы поговорили с представителями разных брендов – исконно российских, иномарок made in Russia, ввезенных из стран Европы и Азии, бюджетных и премиум-класса.


Тишина в шоу-румах

Директор импортера VW "Атлант-М Фарцойгхандель", председатель правления автомобильной ассоциации БАА Сергей Михневич дал негативную характеристику нынешнему положению дел.

"1 марта продажи остановились и были заморожены на полторы-две недели практически у всех дилеров, - пояснил он "Ежедневнику". - В марте общее падение продаж по дилерским предприятиям составило около 30%: в первую половину месяца их просто не было. Клиенты либо не совершали сделок, либо уезжали в Россию".

"По сравнению с февралем, продажи наших автомобилей снизились почти в 2,5 раза, - подтвердил "Ежедневнику" директор по маркетингу официального импортера Peugeot в Беларуси "ПС АВТО ГРУПП" Валентин Тригорлов, - это 64 автомобиля в феврале против 28 автомобилей в марте".

Причин, по мнению представителя французского бренда, несколько: зимой в салоне были хорошие акции, текст указа опубликовали в последний момент, из-за чего потребовалось время на формирование цен, справка на автомобили российской сборки, выдаваемая вместо ПТС для постановки на учет в ГАИ, "несколько задержалась".

Мартовское падение продаж на СООО "ДрайвМоторс", поставляющего в Беларусь автомобили Nissan, значительное. "В феврале мы продали чуть больше, чем обычно, - 107 машин, в марте чуть меньше – 63, - пояснил директор предприятия Александр Чупригин. - Тот, кто планировал купить автомобиль, сделал это в конце зимы, в первые недели марта была тишина. Положение поправили лишь благодаря маркетинговой активности. Людям надо было привыкнуть: в среднем Nissan российской сборки подорожал примерно на 900 долларов".


"Китайцы" не пострадали, у премиум-бренда продажи идут вверх

Одновременно с введением утилизационного сбора произошло снижение таможенных пошлин, что компенсировало бремя для покупателей автомобилей, ввозимых из зарубежных стран. У дешевых цена не изменилась, покупатели дорогих машин выиграли 1-2 тысячи долларов.

Продажи в автосалоне "Китайские автомобили" (Chery и Great Wall) в марте сопоставимы с февральскими и по-прежнему составляют не менее 1% от рынка всех новых автомобилей. На прежнем уровне ценник в автосалоне украинских ZAZ. Положительную роль сыграло и освобождение от утилизационного сбора автомобилей, ввезенных в страну до 1 марта.

Итоги продаж импортера Mercedes-Benz в Беларусь – ООО "Автомобильный Дом Энергия ГмбХ" и вовсе позитивны. "В марте продажи традиционно увеличились, - сообщил "Ежедневнику" начальник отдела продаж Михаил Нехвядович. – Снижение таможенных пошлин компенсировало утилизационный сбор, цены стали привлекательней, а по некоторым машинам и вовсе снизились".


Русские сдаются

Прямо противоположная картина в шоу-румах исконно российских брендов.

Председатель совета директоров ГК "Интеллект" - структуры, в которую входит дилер UAZ "Внедорожник", Сергей Варивода сообщил о "резком падении" продаж машин этого российского бренда.

"Рынок не был готов к такому сокрушительному увеличению цен, - пояснил эксперт "Ежедневнику". - UAZ – это бюджетный автомобиль, по некоторым моделям подорожание составило 25%, задев знаменитые "буханки". Это очень существенный скачок цен, который в состоянии остановить продажи. Лишь к концу марта появились первые признаки спроса. UAZ – сезонный автомобиль, необходимый на посевной и в строительный сезон, белорусским хозяйством эти машины нужны по любой цене".

И если у небогатых покупателей из числа физлиц есть возможность сэкономить на покупке в российском шоу-руме, представителям госструктур и предприятий с долей госсобственности, финансируемым из бюджета, этот путь заказан.

По данным Вариводы, сделки купли-продажи по UAZ Patriot, заключенные в 2014 году с физицами – гражданами Беларуси, подписаны в российских автосалонах.

"Незначительный объем наших покупателей из числа физлиц в марте был потерян, - резюмирует Варивода. – Их отток в сторону автосалонов Смоленска и Москвы – свершившийся факт. Мы потеряли белорусского покупателя UAZ Patriot".

Еще одна причина сделать покупку новой машины в России - девальвация российского рубля и распродажа машин 2013 года выпуска. "Мы видим нарастающий поток покупателей Patriot в России, - свидетельствует Варивода, - которые обращаются в белорусский автосалон, пытаясь пройти гарантийное обслуживание. Таких людей становится все больше".

К слову, гарантийного ремонта на белорусском СТО владельцы UAZ, приобретенных в России, не дождутся: у этого бренда нет единой системы гарантийного обслуживания, как у ряда западных брендов. Или ремонт окажет продавец из России, или он заключит договор с белорусскими коллегами, компенсируя тем расходы, - иного выхода нет.


Из России – с любовью

Скидки, акции и особая политика работы с производителем делают цены в российских автосалонах привлекательней. Все опрошенные дилеры заявили об уходе ряда потенциальных клиентов в автосалоны Смоленска и Москвы.

Отечественным дилерам остается предупреждать: в зарубежном шоу-руме цена может неожиданно вырасти, как это случилось, к примеру, с одним из покупателей Nissan Almera. И прибегать к самым разным методам удержания покупателей.

Каждый из дилеров ведет переговоры с заводом о "специальных" ценах, устраивает скидки и акции, старается держать ценники на уровне с российскими.

На ДрайвМоторс повышают качество обслуживания, убеждая, что в российском салоне "могут обмануть". ПС АВТО ГРУПП предлагает клиентам валютный кредит под 10% годовых в у.е. до 3 лет и специальные сервисные продукты. "Внедорожник" сделал упор на покупателей, у которых не хватает на автомобиль, разработав программу продажи машин в лизинг, причем не только компаниям, но и физлицам.

Но порадоваться в этой ситуации можно лишь за покупателей, у которых появился богатый выбор. Кроме шоу-румов России и Беларуси к их услугам предложения компаний, называемых игроками автобизнеса "серыми дилерами".

"Это особая форма работы, законная лишь с первого взгляда, - возмущен Михневич. – С нашей точки зрения компании занимаются незаконной деятельностью. Они позиционируют себя как продавцы услуги по поиску автомобиля и платят налоги с символической комиссии. Реально же представляют компании-нерезиденты, осуществляя хозяйственную деятельность с совершенно иными налогооблагаемой базой и финансовыми последствиями".

"Это не чистое посредничество по поиску машины, а комплекс услуг от подбора автомобиля до его перегонки и расчета, - солидарен Варивода. – Речь идет о притворных сделках, серый дилер выполняет функции представительства иностранного юрлица – российского автосалона на территории нашей страны, уплачивая мизерные налоги. Работай они по закону с уплатой всех налогов, конкурировать с официальными дилерами Беларуси было бы куда сложней. Для меня вопрос, почему власти не обращают на их деятельность никакого внимания".

Новости по теме

Новости других СМИ