Куклы - это серьёзно

Ирина Пилецкая, для UDF.BY

Весь июль в минской Галерее Михаила Савицкого (пл. Свободы, 15а) проходит выставка работ художника по куклам Анастасии Адамович. На выставке представлены работы и репродукции авторских кукол мастера, созданных за последние несколько лет.

Авторская художественная кукла - один из видов современного искусства, который уже знаком взыскательной минской публике. Но персональные выставки авторов проходят в столице нечасто. Поговорить с художником о его работах, творческом пути и в целом о феномене авторской художественной куклы решила культурный обозреватель сайта UDF.BY Ирина Пилецкая.

Куклы - это серьёзно

- Настя, расскажи, пожалуйста, как всё начиналось.

- Кукол я любила с детства. Шить им новые платья, создавать причёски... А ещё я очень любила читать. И моим хобби во времена учёбы в лицее и Академии искусств было создавать свои иллюстрации к сказкам и художественным произведениям, придумывать своих рисованных персонажей. Потом как-то сама собой пришла в голову идея воплотить эти иллюстрации в объёме. Первыми моими 3D-иллюстрациями стали Снегурочка и Пеппи Длинныйчулок. Куклы были милые, но очень простенькие. Я продолжила экспериментировать. Куклы становились сложнее, была куплена профессиональная глина для лепки... В один прекрасный день, увидев мои работы, знакомый попросил сделать куклу-портрет его маленькой дочери. Так я нашла своего первого заказчика. Прошло совсем немного времени, и создание кукол стало моей основной профессией.

Куклы - это серьёзно

Куклы - это серьёзно

- Значит, есть такая профессия - художник по куклам?

- Конечно, когда я занялась этим делом серьёзно, я стала углубленно изучать всё, что было связано с авторской куклой. Авторская художественная кукла как отдельный, полноправный вид изобразительного искусства берёт своё начало в первой половине XX века в подражание коллекционным куклам конца XIX века, преимущественно английского и немецкого производства.

Но главным, переломным моментом в развитии авторской куклы стал уход художников от стереотипа, что кукла - это игрушка. Также этому способствовало появление новых материалов, что, в свою очередь, значительно расширило художественные возможности. Наиболее интенсивное развитие жанра относится к 1980-м годам в США и Западной Европе, к 1990-м годам - в Восточной Европе. Первопроходцами в этой области стали мастера театральной куклы, мультипликаторы, скульпторы и просто художники-новаторы.

Куклы - это серьёзно


- Ты говоришь о художниках. А возможно ли научить искусству куклы человека с нуля?

- Конечно, нет ничего невозможного. Но нужно понимать, что учёба будет долгой, многоплановой и явно не будет исчерпываться видеоуроками на YouTube. Создание куклы требует навыков и фантазии, здесь необходимы художественный вкус и хотя бы базовые познания в анатомии. Нередко приходится оживлять свои познания в истории моды, чтобы компиляция деталей в кукольном костюме не выглядела безвкусной и нелепой.

Это занятие даёт возможность воплотить себя как художник, скульптор, парикмахер, дизайнер одежды и обуви, визажист и многих других специальностях. Работа с куклами многоступенчата, разнообразна и кропотлива, но именно поэтому увлекательна.

Куклы - это серьёзно


- Если есть создатели, значит, есть и потребители?

- Да, художественная кукла - полноправный компонент современного интерьера. Она используется в оформлении витрин в дорогих магазинах. Может являться частью фирменного стиля предприятий и организаций. Она имеет по всему миру преданную армию коллекционеров. Ежегодно в мире проходят десятки выставок и фестивалей авторской куклы. Существуют множество печатных и электронных изданий, посвящённых авторской кукле и её авторам. Произведения известных мастеров становятся объектами на знаменитых аукционах, и их стоимость сопоставима со стоимостью произведений классиков живописи и скульптуры.

- Твои работы отличает качество исполнения как куклы в целом, так и маленьких деталей, которых порой даже сразу и не заметишь. Это фирменный стиль?

- Спасибо. Приятно слышать. Я на самом деле придаю большое внимание мелочам, аксессуарам, элементам, зачастую их гармоничное сочетание определяет и дополняет образ. Опять же, я не могу не думать о зрителе, не могу допустить, чтобы изнанка куклы была неаккуратна, недоработана, даже при условии, что при визуальном контакте она не видна. Несмотря на то, что интерьерную куклу никто не будет раздевать, на всех моих, к примеру, Бабах-Ёжках есть аккуратные панталончики, а у всех пальто - подкладка.

Куклы - это серьёзно

Куклы - это серьёзно


- Давай вернёмся к твоей выставке. Почему "Маленькая сказка"?

- Название родилось само. Выставка небольшая, камерная, масштаб кукол тоже невелик. Поэтому моя сказка "маленькая". Но очень добрая. Если серьёзно, объединив на выставке преимущественно сказочных (литературных, мифологических и фантазийных) персонажей, я хотела в каждом, кто увидит мои куклы, разбудить спящего внутри ребёнка, рассказать ему свою маленькую сказку, где у детей и взрослых вырастают крылья, где у каждого в доме живёт и помогает озорной Домовой и где добрый Сказочник собирает и рассказывает чудесные истории на ночь.

Куклы - это серьёзно


- Ты создаёшь только сказочных героев?

- Нет. Хотя они занимают львиную долю в моём творчестве, но я охотно работаю с сюжетными, костюмными куклами, иногда соглашаюсь на портретные заказы. А вообще, ещё столько кукол, которых хотелось бы сделать! Надеюсь, мне это удастся.

Куклы - это серьёзно


Справка UDF.BY

Анастасия Адамович - художник по куклам. Родилась в Минске в 1982 году.

В 2000 году окончила Художественный лицей №26 (отделение прикладного искусства).

В 2008 году получила диплом Белорусской Государственной Академии Искусств (кафедра теории и истории искусств), по специальности искусствовед.

В 2006-2008 годах - художник-дизайнер по сценическим костюмам.

С 2008 года - свободный художник, создатель авторских скульптурных интерьерных персонажных кукол.

Участник выставок в Беларуси, Литве, России, Украине, Чехии, Эстонии.

Новости по теме

Новости других СМИ