На подопечных Наумова могут подать в суд за кражу

"Ежедневник"

Для презентационного ролика единственной белорусской команды в КХЛ – хоккейного клуба "Динамо-Минск" была незаконно использована песня группы "Крама" "Бяжы, хлопец".

Вчера во Дворце спорта прошла презентация хоккейного клуба "Динамо-Минск". Во время мероприятия, на котором присутствовал и бывший министр внутренних дел, ныне председатель Федерации хоккея Беларуси Владимир Наумов, состоялась премьера видеоролика команды: под звуки биения сердца и демонстрацию лучших моментов прошлого сезона игроки команды Юсси Макконен, Байрон Ричи, Йонас Андерсон, Осси Ваананен, Вилле Пелтонен и другие произнесли речь на белорусском и русском языках. Окончился ролик под песню группы "Крама" "Бяжы, хлопец".

Вот только, как стало известно "Ежедневнику", авторы песни "Бяжы, хлопец" ничего не знали об использовании клубом их песни в своем презентационном видеоролике. По словам лидера "Крамы", автора музыки для песни Игоря Ворошкевича, ему никто не звонил и разрешения на использование его интеллектуальной собственности в интересах белорусского хоккея не спрашивал. Как, впрочем, и у автора текста "Хлопца" Змитера Лукашука.

"Я первый раз об этом слышу, – сказал в разговоре с "Ежедневником" И.Ворошкевич. – Мне это, конечно, приятно, но было бы интересно узнать: как то, что песню без нашего со Змитером разрешения клуб использовал в своем фактически рекламном видеоролике, соотносится с авторским правом?"

Оказывается – никак. И при желании за такое самовольство можно привлечь к ответу.

"Авторы видеоролика или представители клуба должны были получить согласие авторов на использование в фильме их песни, – заявил "Ежедневнику" юрист, специализирующийся в авторском праве, Сергей Зикрацкий. – Читаем статью 30 Закона "Об авторских и смежных правах". Там перечислено белее 10 способов защиты своей интеллектуальной собственности. Можно требовать компенсации за использование, можно требовать изъятия всего тиража подобного контрафактного материала, можно требовать компенсации морального вреда. Или признания авторского права – чтобы в титрах были указаны авторы этой песни, ее исполнитель".

Кроме того, по словам юриста, можно не ограничиваться перечисленными гражданскими способами защиты авторских прав, а обратиться с заявлением в милицию. И правоохранительные органы должны будут проверить данный факт на предмет возбуждения административного либо уголовного дела.

Есть, правда еще один нюанс. Большинство авторов музыки и текстов для белорусских групп и исполнителей зарегистрировали авторские права на свои произведения в Национальном центре интеллектуальной собственности (НЦИС). В соответствии с договором, НЦИС имеет право на заключение от имени авторов договоров с радиостанциями, ресторанами и другими структурами на использование их песен в радиоэфире или в репертуаре ресторанов и кафе. Те в свою очередь за использованные песни перечисляют в НЦИС определенный гонорар, который позже перечисляется авторам. Подобный договор-соглашение мог быть составлен и между центром интеллектуальной собственности и клубом "Динамо-Минск". Вот только в НЦИС "Ежедневнику" сказали, что ничего о подобном соглашении не слышали.

Почему для презентационного ролика была выбрана песня группы "Крама", "Ежедневник" поинтересовался у пресс-секретаря хоккейного клуба Никиты Бережкова.

"Просто песня понравилась, как бы это ни банально звучала, вот и все, – сказал Никита Бережков. – Мы исходили из национального мотива. И мы, и музыканты – мы одна команда. Мы представляем Беларусь, мы болеем за Беларусь!"
А вопрос о том, согласовали ли использование в ролике песни с авторами, поставил его в тупик: "Я не владею подобной информацией. Мне об этом ничего не известно".

Хотелось бы отметить, что ни музыканты "Крамы", ни авторы песни "Бяжы, хлопец" в редакцию "Ежедневника" с просьбой разобраться не обращались. Это был не более чем журналистский интерес и попытка разобраться с тем, как у нас работает закон "Об авторском праве" и соблюдается ли он. Более того, Игорь Ворошкевич признался, что если бы к нему обратились за разрешением на использование песни в рекламном ролике лучшего белорусского хоккейного клуба, он бы дал свое разрешение. Не были бы музыканты и против того, чтобы их песни звучали во время хоккейных матчей. Так неужели так трудно было позвонить? Или просто не посчитали нужным обременять подобными заботами?

С другой стороны (опять журналистский интерес), было бы занимательно узнать, как отреагировал бы председатель Федерации хоккея, бывший министр МВД Беларуси Владимир Наумов на известие о том, что на его подчиненных подали в суд за кражу интеллектуальной собственности?

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров