В центре Минска ржавеет «тягач апокалипсиса»

"Комсомольская правда в Белоруссии"

Громадный тягач, который советские конструкторы два года разрабатывали как колеса для ядерной боеголовки, пригодился лишь для транспортировки катера на озеро Нарочь.

В начале 80-х годов противостояние двух ядерных супердержав достигло наивысшей точки. Именно в те годы советская разведка донесла: у американцев появилась новая межконтинентальная ракета со стартовой массой 88 тонн. Естественно, СССР не хотел отставать, поэтому Министерство обороны заказало ракетчикам аналог. Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 "Молодец" весом более 100 тонн с десятью разделяющимися ядерными боеголовками, каждая из которых наводилась на цель индивидуально. Расчетная дальность полета "ядреного паренька" составляла более 10 тысяч километров. Изготавливать «колеса» для перевозки "молодцов" поручили минскому СКБ-1.

Секретный автопроект назвали "Целина-2". В соответствии с ним на супершасси должен был разместиться специальный пусковой контейнер с межконтинентальной баллистической ракетой длиной 23 метра. Возглавить разработку поручили белорусскому конструктору Борису Львовичу Шапошнику, и 23 марта 1983 года минские инженеры взялись за карандаши и линейки. Ровно через два года появился первый опытный образец. Получилась совершенно удивительная, просто фантастическая машина длиной 30 метров!

Алексей Печенев в те годы возглавлял конструкторское бюро общих компоновок и принимал непосредственное участие в проекте «Целина-2». Сегодня он согласился раскрыть "Комсомолке" некоторые подробности.

- На этом тягаче был установлен специально спроектированный газотурбинный двигатель мощностью 1250 лошадок, который вырабатывает электроэнергию для 24 моторов - по одному на каждое колесо, - рассказал Алексей Михайлович. - Огромная рама состоит из двух половинок, соединенных шарниром. Поразительную маневренность тягачу обеспечивает автоматическая система дифференциального управления поворотом колес. Поворачиваются восемь пар колес: первые четыре - в одну сторону, а последние четыре - в противоположную. Благодаря этому радиус разворота у 30-метровой махины составил всего 27 метров.

В центре Минска ржавеет «тягач апокалипсиса»

Корреспондент "Комсомолки" обнаружил тягач апокалипсиса на территории завода МАЗ. Фото: автора.


Действительно, это была супермашина, каких еще не знал мир. За выдающиеся характеристики и разрушительный ядерный груз МАЗ-7907 прозвали тягачом апокалипсиса. Вскоре на заводе построили и второй опытный экземпляр. Испытания начали прямо в Минске: первую тысячу километров тягачи апокалипсиса наматывали на могилевском шоссе между кольцевой дорогой и поворотом на Гомель в темное время суток в режиме строжайшей секретности. Дорогу для ночных "прогулок" гигантов перекрывала ГАИ и военные, и даже местные жители не могли близко подобраться. Не увидел первые испытания монстров и их отец: в сентябре 1985 года Борис Львович умер.

Несмотря на то, что испытания прошли успешно, повозить настоящие ракеты тягачи не успели - холодная война» закончилась. Ни военные, ни гражданские заказчики больше не интересовались монстрами, и стояли эти два супергрузовика много лет за высоким забором на заводском полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.

Вместо суперракеты - прогулочный катер-ресторан

В 1996 году одна коммерческая фирма купила 40-метровый прогулочный катер весом 88 тонн. Из него хотели сделать плавучий ресторан на Нарочи. Но вот незадача: катер стоит на Березине, а она с озером Нарочь никак не соединяется. Будущие рестораторы стали думать, как доставить негабаритную покупку. Неизвестно, как удалось уговорить руководство завода, но в итоге договор был подписан, и специалисты МЗКТ начали подготовку, которая длилась почти два месяца.

В центре Минска ржавеет «тягач апокалипсиса»

Ресторан-катер, доставка которого на озеро Нарочь стала настоящим приключением, сегодня уже не работает. Фото: из архива МЗКТ.


Простоявший без движения и техобслуживания почти 10 лет легендарный МАЗ-7907 реанимировали, запустили газовую турбину, проверили исправность приводов колес. Подготовили место погрузки и сделали специальные насыпи для автокранов. Но после погрузки стало заметно, что центр тяжести речного судна находится не там, где его ожидали увидеть, т.е. корма катера прилично задралась вверх. Оказалось, что фирма-заказчик, решив сэкономить деньги, нагрузила в носовую часть судна немало досок, цемента и других материалов. Для придания катеру нормального транспортного положения на корму был установлен противовес. По прикидкам специалистов, полная масса всей загрузки реально достигла ста пятидесяти тонн.

- Маршрут перевозки был тщательно обследован, особенно мосты и путепроводы, - рассказал "Комсомолке" ведущий инженер-исследователь МЗКТ Вячеслав Михайлович Климов, который в те годы занимался подготовкой процесса перевозки. - Для разгрузки мостов в обозе был запланирован специальный автомобиль поддержки - четырехосный полноприводный тягач, оснащенный лебедкой и специальной мачтой. При пересечении моста канат крепили к катеру и приподнимали с помощью лебедки, таким образом, часть нагрузки от катера переходила на второй тягач. Автомобили синхронно и медленно переезжали мост.

В центре Минска ржавеет «тягач апокалипсиса»

Во время испытаний на полигоне в 1986 году. Фото: из архива МЗКТ.


Скорость движения колонны составляла примерно 5 - 10 км/ч. Проехав большую часть пути, водители двенадцатиоски, немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч. Проехать надо было 200 км, пришлось останавливаться на три ночевки. На протяжении маршрута сопровождающим милиционерам то и дело приходилось отгонять от тягача любознательных деревенских мальчишек. Очевидцы говорят, что многие жители выходили посмотреть на необычное действо прямо с грудными детьми на руках!

Прибыв в пункт назначения, автокраны заехали прямо в озеро, и туда же за ними последовал транспортер с катером. Находясь наполовину в воде, двенадцатиосная машина разгрузилась. Купание совсем не повредило монстру - в Минск тягач вернулся самостоятельно.

10 лет обе машины МАЗ-7907 простояли на заводском полигоне. Лишь в 2006 году их доставили на завод и из двух машин собрали одну.

Тягач апокалипсиса по сей день ржавеет на внутреннем дворике предприятия и когда-нибудь, возможно, станет главным экспонатом будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей…

НАША СПРАВКА

Минский завод колесных тягачей МЗКТ) в советское время был секретным подразделением МАЗа. В 1954 году приказом из Москвы на МАЗе было создано специальное конструкторское бюро №1 (СКБ-1) по разработке и производству тяжелых колесных артиллерийских тягачей. С тех пор заводом было выпущено огромное количество могучей техники: и гражданского назначения - большие автокраны, самосвалы, полуприцепы, и военного - огромные тягачи для ракетных комплексов "Тополь-М", "Печора", "С-300". Именно их мы видим на минских и московских военных парадах.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров