На чем ездят чиновники в Беларуси и соседних странах

"Тут і цяпер"

По сравнению с соседскими, наши чинуши – настоящие автомобильные "Крезы".

Байнет всколыхнула весть о непомерных амбициях председателя Ельского райисполкома Гомельской области. Райисполком объявил тендер на закупку автомобиля для своего начальника.

Тендерное объявление появилось на сайте Goszakupki.by. Купить хотят Touareg V6 TDI Tiptronic или его аналог, двигатель – 3.0 V6 TDI, 150 кВт / 204 л.с., коробка передач – 8-ступенчатая AT, цвет – черный перламутр. За такой автомобиль Ельский райисполком готов выложить 587 100 000 белорусских рублей.
"Очевидно, председателю надоело ездить на велосипеде", – смеется Байнет.

Главное – ни в чем себе не отказывать

Вообще, наши чиновники себе ни в чем не отказывают. Не так давно в отделе продаж "Автосалон – AV" официального представителя "Ауди" в Беларуси отметили, что по госзакупкам активно продавалась AUDI А4. "Стоимость относительно привлекательная – 23 тысячи евро", – говорили в автосалоне.
В "Тойота Центр Минск" рассказали, что популярностью у госструктур пользуются далеко не самые дешевые марки: "У нас покупают президентские гаражи. Госструктуры часто приобретают у нас автомобили. Это в основном Camry, Land Cruiser 150, Land Cruiser 200. Но сейчас, в 2011-2012 годах, тенденция такова: больше покупают юридические лица. Поэтому у госучреждений можно увидеть автомобили директоров конкретных предприятий". Средняя цена на Camry – 40 тысяч долларов. Можно и за 60 тысяч купить, в лучшей комплектации. Новый Land Cruiser стоит 100 тысяч. На Toyota Camry ездит министр культуры Павел Латушко, а Land Cruiser был замечен возле Национального пресс-центра во время пресс-конференции заместителя премьер-министра Анатолия Калинина.

Покупают чиновники и "Мерседес". В официальном представительстве автомобильной компании "Мерседес бенц" в Минске этот факт подтверждают, однако подробности раскрывать не стали.

А вот "Фольксваген" белорусские чиновники не любят. Почему-то приобретаются машины этой марки только самого низкого уровня. Министров в таких не возят.

Интересно, а на чем ездят соседи?

Литва: кризис президентского гаража

В гараже президентского дворца Литвы – 15 легковых автомобилей. Из них один возит экс-президента Валдаса Адамкуса. Нынешний президент Литвы Даля Грибаускайте недавно пересела в лимузин Департамента охраны руководства.

На чем ездят чиновники в Беларуси и соседних странах

В начале своего президентства Даля Грибаускайте ездила на 'Mercedes-Benz S 500 L'. Фото lrytas.lt

Между тем представительские автомобили президентский гараж не закупает. Президентский дворец объявил конкурс на аренду автомобилей с водителями.
В объявлении сказано, что нужны "лимузины с держателем для флажка с правой стороны", а также "большие престижные легковые автомобили". "Договор об аренде машин нужен для того, чтобы в случае необходимости не пришлось в спешке искать поставщика услуг", – сказал представитель президентского дворца.

По словам чиновников, ни один из советников президента не имеет "своего" служебного автомобиля ". Кроме того, президентский дворец информировал, что в его распоряжении находятся только 6 водителей легковых машин и 2 "водителя-тракториста".

Россия: ставка на свое

В 2011 году администрации различных российских городов и руководства районов объявляли конкурсы на покупку автомобилей Ford Mondeo, UAZ Patriot, Chevrolet Niva и даже Lada-2107.

В начале 2011 года большинство государственных ведомств России отказалось от покупки дорогих автомобилей в пользу их аренды. Если в 2010 году напрокат брали всего 20-30% машин, то в 2011 году этот показатель увеличился до 70%. Крупнейшим арендатором стал Пенсионный фонд, получивший во временное пользование 47 автомобилей.

На чем ездят чиновники в Беларуси и соседних странах

Российский политик Борис Немцов 15 лет назад, будучи вице-премьером России, первым предложил пересадить чиновников на автомобили отечественного производства. Фото lenta.ru

При этом звучало предложение пересадить российских чиновников на личные автомобили. Содержание служебного автомобиля среднего класса с учетом жизненного цикла машины, эксплуатационных расходов, зарплаты водителей обходится министерствам и ведомствам в среднем в 100 тысяч рублей в месяц. По мнению инициаторов этого законопроекта, если упомянутую сумму даже частично использовать на персональную прибавку к зарплате или поощрение чиновников, то многие с интересом воспримут сокращение ведомственного автопарка.

Украина: ограничение на покупку

В Украине – один из самых больших "чиновничьих гаражей". Количество служебных автомобилей для чиновников составляет здесь около 7 тысяч. Это едва ли не самый большой чиновничий автопарк в Европе.

Чиновничьи тела там до сих пор возят представительские автомобили. Например, работников аппарата Верховной Рады – служебные "опели" и "шкоды", депутатов – представительские "тойота камри". На службе в Верховной Раде есть немало "Мерседесов", но там уверяют, что покупали их очень давно. Даже спикер Владимир Литвин, говорят, ездит на "Мерседесе", который перешел к нему от предшественников. На машину предшественников пересел и премьер Николай Азаров.

Все дело в том, что украинским госучреждениям запретили приобретать дорогие машины: правительство продлило до 2014 года действие постановления об экономии бюджетных средств, которое, в частности, запрещает чиновникам покупать за счет казны дорогие автомобили. Даже чиновников Администрации президента пересадили на бюджетные "шкоды октавиа".

Ограничения на приобретение украинскими чиновниками дорогих автомобилей были введены еще в 2001 году (их ввел тогдашний первый вице-премьер Юрий Ехануров). Виктор Янукович, во второй раз став премьером в 2006 году, эти ограничения снял. В ноябре 2008-го, в начале финансового кризиса, правительство Юлии Тимошенко вообще запретило госслужащим покупать служебные машины. Впрочем, министрам не стали запрещать использование уже приобретенных иномарок, поэтому сама Тимошенко ездила на Мercedes-600.

Польша: приоритет велосипедам

В Польше чиновников пересаживают на велосипеды. Причем инициатива исходит от местных властей. Например, в Гдыне мэрия закупила велосипеды для своих сотрудников. Есть и поощрение: приедешь на работу на велосипеде – получишь в подарок бутерброд или билеты в кино.

За последние годы количество велосипедистов в Польше увеличилось в разы. Ездить на велосипеде стало модно.

Латвия: автомобилями не пользуются

Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Латвии отмечает, что служебную машину вообще нельзя использовать для личных нужд. Это предусматривают соответствующие правила. У них, кстати, оговорено, какие должностные лица имеют право ездить на машине домой.

Но и этим чиновникам приходится несладко. Если должностное лицо использует служебную машину для поездок из дома на работу и обратно, то за это надо платить налог. Некоторые министры уже с января этого года начали платить за пользование служебным авто.

Вот и пылятся в гараже Министерства культуры сразу два автомобиля 2009 года выпуска – Volvo S40 и Toyota Avensis, а в Министерстве внутренних дел – такой же "нулевой" Volkswagen Passat. Оказалось, что самый большой автопарк у Министерства иностранных дел – свыше ста единиц техники, преимущественно 3-4-летней давности. Есть, например, Volvo S80 2008 года выпуска и Mercedes-Benz E200 того же года.

А на чем ездили предшественники?

Бывший министр обороны Беларуси Павел Козловский ездил на "Волге".

Бывший глава Беларуси Станислав Шушкевич сменил несколько служебных машин. "Сначала я ездил на "Волге". Потом мне дали "членовоз" – "ЗИЛ-117". Я на нем ездил только три раза, принимать у послов верительные грамоты. Даже в Вискули я ездил не на нем – мой "ЗИЛ" тогда завозил в Вискули Ельцина и Кучму. Затем Совет Министров закупил подержанные "Мерседесы" (были такие длинные машины), а потом уже 15 новых "Мерседесов", которыми я почти не пользовался. Но 90% времени меня возила "Волга", – уверяет Шушкевич.

Больше повезло бывшему председателю Нацбанка Станиславу Богданкевичу. "По Минску я ездил на "Волге", но у меня была машина и представительского класса – то ли "БМВ", то ли "Мерседес". К ним добавлялись два водителя. Это был стандарт для главы Нацбанка еще с советских времен", – сказал Богданкевич.

Экономист Сергей Чалый предлагает прописать правила того, что может позволить себе чиновник:

– Вообще, скандалы возникают потому, что у нас нет правил, в которых прописано, на какой машине может ездить чиновник. Все зависит от степени наглости чиновников: они только догадываются о планке в тратах на себя государственных средств.

Я думаю, стоит прописать уровень трат государственных средств на хорошие машины и другие предметы роскоши для чиновников различного уровня. Тогда и скандалов не будет, и коррупционных дел станет меньше.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров