Украинский кризис поможет Беларуси на западном направлении

Евгений Прейгерман, Naviny.by

Кризис в Украине несет в себе беспрецедентные вызовы для внешней политики Беларуси. Он вызывает серьезную озабоченность по многим геополитическим и экономическим вопросам, а также затрагивает болевые точки в ментальности белорусского руководства.

В то же время украинские события могут сослужить властям Беларуси и добрую службу. В частности, при некотором стечении обстоятельств этот кризис может способствовать улучшению отношений с ЕС, что особенно важно для Минска накануне президентских выборов 2015 года.


Вызов Восточному партнерству

Драматические события в Украине ставят множество сложных вопросов перед восточноевропейской политикой Евросоюза. Притом эти вопросы стали ребром еще до того, как в конце ноября 2013 года центр Киева охватили массовые протесты против режима Виктора Януковича.

Накануне саммита Восточного партнерства, который состоялся в Вильнюсе 28-29 ноября прошлого года, на поверхность вышел, пожалуй, главный вызов для ЕС в регионе Восточной Европы: активное противодействие Кремля сотрудничеству Евросоюза с бывшими советскими республиками. Используя традиционное сочетание кнута и пряника, Россия недвусмысленно дала понять, что не приемлет движения стран ближнего зарубежья в европейском направлении.

После же установления в Украине новой власти российское руководство продемонстрировало, что в зоне своих "привилегированных интересов" готово открыто прибегнуть даже к военной силе. В результате Крым, как выразился Александр Лукашенко, де-факто стал частью России, а в Восточной Европе возник новый очаг напряженности.

Предыдущий региональный конфликт с участием Москвы — российско-грузинская война 2008 года — подтолкнул ЕС к созданию самого Восточного партнерства: программы сотрудничества с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной.

Фактически эта программа должна была способствовать экономическому и политическому сближению Европейского союза со странами-партнерами и укреплению безопасности в регионе. Нынешний же конфликт России с Украиной вновь нарушил основы региональной стабильности и безопасности и тем самым сделал неизбежным пересмотр Восточного партнерства.

Европейские чиновники уже начали поиск новых идей. Так, еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле отметил, что ЕС придется изменить свои подходы к странам-соседям и "совместить инклюзивность с дифференциацией". Другими словами, выработать более индивидуальный подход к каждой из стран-партнеров.

О необходимости реформировать Восточное партнерство уже заявили министры иностранных дел стран "Веймарского треугольника" (Германии, Польши и Франции). В своем совместном заявлении 31 марта они подчеркнули, что государства Восточной Европы нельзя ставить перед жестким выбором: Россия или ЕС. И, напротив, необходимо искать форматы, которые позволят им полноценно сотрудничать и с тем, и с другим полюсом.


Официальный Минск может быть доволен

Интересно, что оба этих тезиса созвучны аргументам, которые высказывает МИД Беларуси. На открытых дискуссионных площадках и в ходе закрытых переговоров белорусские дипломаты уже не первый год ставят, по сути, те же акценты.

Во-первых, по их мнению, Евросоюз не должен предъявлять одинаковые требования к странам, которые стремятся в состав ЕС, и тем, которые просто хотели бы иметь с объединенной Европой хорошие рабочие отношения. Во-вторых, Восточному партнерству не следует ставить партнеров перед дилеммой: или с нами, или с Россией. Отсюда, к слову, и абстрактная идея о необходимости общеевропейского сотрудничества в стиле "от Лиссабона до Владивостока".

Так что мы наблюдаем, казалось бы, немыслимое: позиции руководства Евросоюза и властей Беларуси заметно сближаются. По крайней мере, сегодня, на волне шока от украинских событий.

Разумеется, у Минска совершенно отличное понимание фундаментальных ценностей и принципов, которые лежат в основе Восточного партнерства и о которых, несмотря на все вызовы, продолжают говорить в ЕС. Однако есть и новая прагматическая основа для сотрудничества.

Поэтому можно ожидать, что белорусский МИД активно подключится к мозговому штурму в вопросе о том, как реформировать Восточное партнерство. Министр иностранных дел Владимир Макей, кстати, уже пообещал выдвинуть конкретные предложения на Рижском саммите этой программы, который состоится в первой половине 2015 года.

Правда, едва ли эти предложения будут новыми. Речь наверняка пойдет все о том же дифференцированном подходе к странам-партнерам, о важности деполитизированного сотрудничества как с Брюсселем, так и с Москвой. Также Минск повторит свою любимую мысль о приоритетности проектов в сферах торговли, инвестиций, инфраструктурного развития над гуманитарными вопросами: демократия, права человека и т.д.


Шанс для дипломатического прорыва

Для белорусских властей важно, что такая дискуссия разворачивается накануне очередной президентской кампании. По логике электоральных циклов, которая присуща политической системе Беларуси, чем ближе к президентским выборам, тем больше Минск заинтересован в улучшении отношений с Западом. Это объясняется стремлением минимизировать риски на время самого политически электризованного периода пятилетки.

Весь 2013 год белорусские дипломаты предпринимали активные попытки вывести отношения с Евросоюзом из состояния конфликтной замороженности. В конце прошлого года для этого была найдена повестка дня.

Речь идет о предложении начать переговоры об упрощении визового режима, которое Макей выдвинул на Вильнюсском саммите. В нынешнем году тема получила продолжение: визовые переговоры были официально начаты. Более того, стали говорить и о так называемой "Временной фазе" сотрудничества. То есть о новой диалоговой площадке по теме модернизации Беларуси.

И вот теперь события в Украине дают еще один импульс, который может помочь улучшить отношения. Дипломатическая активность и инициативность Беларуси на фоне поиска Евросоюзом новых идей для Восточного партнерства вполне может снять напряженность между Минском и Брюсселем. Особенно если это будет дополнено прогрессом по вопросу политзаключенных.

В этом смысле также интересно выглядят попытки белорусского руководства занять посредническую нишу в конфликте между Россией и Украиной. Успех этих попыток очень позитивно сказался бы на региональном имидже и статусе Беларуси.

Правда, чтобы быть посредником, нужно иметь признание сторон конфликта. А как показало недавнее голосование по украинской резолюции в Генеральной ассамблее ООН, Россия, скорее, видит Беларусь иначе. Для претендента на роль посредника было бы логично занять при голосовании нейтральную позицию. Беларусь же заняла сторону России.

Новости по теме

Новости других СМИ