Лукашенко "понизил" церковь

Александр Класковский, Naviny.by

"Церковь всегда по рейтингу после президента занимает второе место", — заметил Александр Лукашенко на встрече с митрополитом Павлом 5 мая в Минске. Вроде как похвалил, а фактически, если полагаться на цифры независимых социологов, немножко церковников подвинул.

Согласно прошлогоднему декабрьскому национальному опросу НИСЭПИ, православной церкви доверяют 63% белорусов. Рейтинг доверия президенту в декабре составлял 38%.


Чуть-чуть выше Бога и ноздря в ноздрю с Путиным

Квартал спустя рейтинг главы государства немного подрос (по дружному мнению аналитиков, под влиянием украинского кризиса), по церкви более свежих данных нет.

Но, как заявил в комментарии для Naviny.by эксперт НИСЭПИ Сергей Николюк, нет и оснований считать, что "события, которые подняли рейтинг Лукашенко, могли отрицательно повлиять на рейтинг православной церкви". Скорее напротив, полагает собеседник.

Действительно, ведь РПЦ проповедует концепцию "русского мира", поднятую на щит в России в связи с аннексией Крыма, противостоянием Кремля с нынешними властями в Киеве. Белорусы же оказались весьма восприимчивыми к нынешней великодержавной пропаганде Москвы.

Правда, мы не знаем, какие цифры подают на стол Лукашенко подчиненные ему социологи. Сайт Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ) не блещет информативностью, от него разит нафталином.

Из скупых сообщений в госСМИ известно, что по версии ИАЦ рейтинг официального лидера аж зашкаливает — 79%. Это сравнимо с нынешними показателями Владимира Путина. Но популярность последнего вознеслась на гребне патриотической эйфории в связи с присоединением Крыма. К Беларуси в эпоху Лукашенко, кажется, ничего не присоединяли…

Впрочем, ежику понятно, что официальная мифология в принципе не позволяет какому бы то ни было институту быть популярнее вождя. Потому Белорусская православная церковь (БПЦ), подчиненная Московскому патриархату, обречена на место не выше второго.

Да что там церковь, если стала крылатой обращенная к Лукашенко фраза главы Брестского облисполкома Константина Сумара: "Вы чуть-чуть выше Бога".


Вертикали идеология и не нужна

Нынешнее общение Лукашенко с патриаршим экзархом всея Беларуси ценно признанием, что никакой государственной идеологии теперешним светским властям сварганить так и не удалось.

После распада Советского Союза "мы до сих пор пытаемся как-то выстроиться идеологически", отметил президент, причем "ничего путного практически не получается. Я это признаю".

Вот те на! Пошло уже второе десятилетие со времени якобы концептуального выступления Лукашенко на семинаре по вопросам совершенствования идеологической работы в марте 2003 года, создана целая идеологическая вертикаль, представители которой получают немалые оклады, сплетена сеть проправительственных организаций, регулярную подпитку из бюджета получает "комсомол 2.0" — БРСМ… И что же проповедуют все эти функционеры, если "ничего путного" в идейном арсенале нет?

Может быть, в свете установок на экономию, сокращение госаппарата президент усечет эту неплодоносную ветвь?

На самом деле идеологическая вертикаль выполняет функцию, для которой идеология как таковая и не нужна, сказал в комментарии для Naviny.by эксперт минского аналитического центра "Стратегия" Валерий Карбалевич.

"И это даже не пропаганда, с которой лучше справляются государственные СМИ, а контроль над политической благонадежностью", — считает политолог.

Он добавляет: чтобы получать эффект, идеологическая вертикаль должна работать в тандеме с репрессивным аппаратом.

Ну, за последним у нас не заржавеет. Так что сокращать идеологов, равно как и силовиков, перед президентскими выборами 2015 года Лукашенко наверняка не станет.


Благолепные разговоры и грязная политика

На нынешней встрече с митрополитом Минским и Слуцким Павлом Лукашенко выступил за активное участие церкви (по умолчанию, надо понимать, православной) в государственных делах, призвал собеседника оценить ситуацию в стране "с точки зрения нашей православной славянской души".

Не рискованно ли такое заигрывание с подчиненным Москве православием в свете нынешней решимости Кремля отстаивать интересы "русского мира" в том числе и с помощью военной силы?

По мнению Карбалевича, здесь для белорусского руководства палка о двух концах. С одной стороны, БПЦ остается де-факто филиалом РПЦ и потому может быть проводником влияния Москвы. С другой стороны, православная церковь традиционно поддерживает местного правителя. Вот и митрополит Павел заявил на Пасху, что всегда призывает прихожан голосовать и молиться за Лукашенко.

Но елей елеем, а независимые аналитики дискутируют: пойдет ли белорусский официальный лидер, явно встревоженный действиями России против Украины, на усиление национализма? Карбалевич считает, что пока президент в этом плане не определился, хотя прозвучавшая в апрельском послании народу и парламенту фраза о поддержке белорусского языка симптоматична.

Но даже если власть и пойдет на определенное усиление национального элемента в идеологической работе, такие шаги будут ограниченными. Во-первых, чтобы не раздражать Москву. А во-вторых, чтобы не особо поднимали голову те, кого Лукашенко привык презрительно называть "свядомыми". Хотя в душе он, возможно, и признает сегодня правоту своих политических оппонентов, давно твердивших об опасности русского империализма.

Властолюбивый белорусский лидер, может, и рад бы проявить больше своенравия, самостоятельности, да только банальный материальный интерес заставляет идти в русле Кремля.

К слову, в прошлом году Лукашенко, видимо, питал надежду поставить во главе БПЦ кого-то из местных, проверенных лично кадров. Одно время он даже фрондировал по отношению к Московскому патриархату, критиковал его за глухоту к реформам, демонстративно не поехал на июльские торжества по случаю 1025-летия крещения Руси в Киев (боже, как все изменилось: тогда в украинскую столицу прилетал Путин!).

Но фронда фрондой, а в декабре прошлого года Священный синод РПЦ назначил главой ее Белорусского экзархата никогда не жившего здесь архиерея Павла. Причем именно в те дни, когда Лукашенко просил у Путина очередной кредит. Совпало — или дожали, играя на материальной зависимости?

Так или иначе, но сегодня руководителю независимой Беларуси приходится вести идиллически-показательные беседы с церковным назначенцем Москвы "с точки зрения нашей православной славянской души". Хоть, с одной стороны, живут в Беларуси отнюдь не только православные и славяне. А с другой стороны, в украинском сюжете грязная политика вмиг перечеркнула сусальные рассуждения о родстве православных, славянских душ.

Новости по теме

Новости других СМИ