Freedom House: США должны быть твердыми с властями Беларуси


Лукашенко надеется улучшить отношения с Западом, избегая политики открытости.

Освобождение властями Беларуси шести политических заключенных 22 августа этого года было приятной неожиданностью, пишет сайт влиятельной американской правозащитной организации Freedom House (перевод - charter97.org). Но ее нельзя рассматривать в качестве свидетельства изменения отношения режима к основным правам белорусских граждан. В действительности есть достаточно доказательств того, что этот шаг не был искренним. Освобождение заключенных – фирменный маневр Александра Лукашенко для задабривания иностранных критиков накануне проведения фальшивых «выборов».

Как и ожидалось, 11 октября диктатор заявил о своей новой, пятой победе, начиная с 1994 года, и о новом сроке. Она была организована путем махинаций, вбросов в избирательные урны, неестественно высокого процента явки на досрочное голосование, голосования группами, подделки списков избирателей, непрозрачного подсчета голосов, как указано в умеренно критичном отчете наблюдателей ОБСЕ.

Каждый год, начиная с 1996, Беларуси присваивался статус несвободной страны в индексе «Свобода в мире», но иногда Лукашенко был вынужден улучшать отношения с демократической Европой и США. В настоящее время он восстанавливает мосты с Западом, потому что источники дохода режима истощаются. Вслед за украинским кризисом, связанными с ним санкциями против России и падением цен на энергоносители сильная зависимость Минска от Москвы стала обузой, как в геополитическом, так и в финансовом плане. То, что у белорусских компаний, большинством из которых владеет государство, сократились возможности для международных инвестиций и торговли, душит экономический рост.

Освобождение политзаключенных регулярно упоминается Европейским Союзом и Соединенными Штатами в качестве основного условия отмены ограничительных мер в отношении властей Беларуси. Тем не менее, многочисленные требования, уточняющие масштаб санкций ЕС, первые из которых были введены в 2006 году, не перечисляют конкретных условий, которые должен выполнить Минск. Именно поэтому решение Брюсселя временно отменить запреты на поездки и разморозить активы, опубликованное в эксклюзивном материале агентства Reuters почти за месяц до выборов 11 октября, является очевидной политической уступкой в ответ на освобождение политзаключенных.

Чтобы заработать очки, белорусские власти воздержались от подавления инакомыслия сразу после «выборов», в отличие от 2006 и 2010 годов. Однако те жесткие меры были ответом на массовые акции протеста, а в этом году таких демонстраций не происходило.

Лукашенко также отрицал проведение каких-либо переговоров с Москвой о строительстве российской авиабазы в Беларуси, несмотря на то, что российские чиновники объявили сделку состоявшейся, что вызывает вопросы об искренности предполагаемого поворота Минска к Западу.

В то время как ЕС предпринимает усилия, чтобы принять Лукашенко как «возможного партнера», правительство США сейчас более осторожно. Государственный департамент выступил с заявлением, в котором приветствовал мирное проведение голосования в президенты, но выразил «разочарование» по поводу несоответствия «выборов» стандартам ОБСЕ.

Тем не менее, осуждение Вашингтоном сфабрикованных «выборов» и последующих за ними репрессий в 2010 году было более определенным. Правительство США последовательно делало шаги для улучшения двусторонних отношений в последние годы. Визит чиновников высокого уровня из разных ведомств в 2014 году, а вслед за ним взаимное увеличение дипломатического персонала в посольствах США и Беларуси, встреча заместителя помощника госсекретаря США Эрика Рубина и Лукашенко в феврале и Диалог о правах человека и демократии в Беларуси в мае 2015 года – все это служило цели показать озабоченность Вашингтона печальной ситуацией с правами человека в Беларуси и в то же время изучить возможные области сотрудничества. Также состоялся нерекламируемый визит делегации конгрессменов в Минск, после которого республиканец от штата Калифорния Дана Рорабакер и демократ от штата Нью-Йорк Грегори Микс - оба соавторы Акта о демократии и правах человека в Беларуси в 2011 году - призвали госсекретаря Джона Керри полностью восстановить дипломатические отношения с Беларусью.

Теперь, когда политзаключенные освобождены, а «выборы» не привели к массовым репрессиям, правительство США должно быть особенно осторожным и твердым в своей политике и действиях по отношению к Беларуси.

Основное различие между правилами ЕС и законодательством США, регулирующим санкции против режима в Минске, заключается в том, что в Акте о демократии в Беларуси, принятом в 2004 году и продленном в 2006 и 2011 годах, очень четко изложены условия, которые белорусское правительство должно выполнить для снятия ограничений. Помимо освобождения политических заключенных, Беларусь должна снять с них все обвинения, выдвинутые по политическим мотивам и судимость, дать исчерпывающие объяснения и наказать виновных в похищении лидеров оппозиции в 1999-2000 годах, а также за расхищение государственных средств, прекратить все формы преследования гражданского общества, средств массовой информации, религиозных групп и оппозиции, привлечь к ответственности высокопоставленных должностных лиц, ответственных за нарушения прав человека, последовавшие за выборами 2010 года и действовать в соответствии со своими обязательствами перед ОБСЕ в вопросе проведения президентских и парламентских выборов.

Кроме освобождения заключенных, которое приняло форму помилования по гуманитарным соображениям, а не полного оправдания и реабилитации, ни одно из остальных условий не было выполнено.

Так как растет международное и двустороннее давление на США, ведущее к тому, чтобы Беларусь приняли с распростертыми объятиями, «Акт о демократии в Беларуси» от 2004 года может быть усилен с помощью «Акта о демократии в Беларуси и обеспечении исполнения санкций» от 2015 года, который в июле был представлен конгрессменом Стивом Пирсом (представитель штата Нью-Мексико). Согласно этому законопроекту, американские санкции в отношении Беларуси останутся в силе до тех пор, пока Лукашенко не убедит Конгресс в том, что правительство Беларуси выполнило конкретные условия, изложенные в законе 2004 года.

Аргументы в пользу продолжения ограничения взаимодействия США с Беларусью ясны. До тех пор, пока белорусское правительство добросовестным образом не продемонстрирует, что оно отказалось от репрессий против оппозиции, гражданского общества и независимых СМИ, США не должны принимать какие-либо дополнительные шаги в направлении укрепления своих политических и экономических связей с Беларусью.

Новости по теме

Новости других СМИ