Назарбаев хочет забрать у Лукашенко роль миротворца по Украине?

Змитер Лукашук, Еврорадио

В среду, 13 января, в Минске проходят первые в 2016 году переговоры Контактной группы по урегулированию конфликта в Украине. Опять договариваются о "режиме тишины", освобождении пленных...

Но, как известно, об этом же переговорщики договаривались и на протяжении всего 2015 года. Даже соответствующее соглашение подписали с перечнем первоочередных шагов по достижению этого урегулирования. И формат переговоров, и достигнутые "соглашения" стали известны как "Минск-2". Правда, в итоге ни один пункт того соглашения так и не был выполнен. И в эффективности этого пока еще существующего "Минска-2" начали высказываться сомнения. Даже более того.

"С моей точки зрения, "Минск-3" уже существует, — заявляет глава украинской делегации в политической подгруппе Контактной группы Роман Безсмертный. — С 1 января начался "Минск-3". Никакого документа об этом нет, но философия внутренних процессов говорит о том, что "Минск-2" даже на 50% не соответствует сути проблематики, с которой столкнулись Украина и мир на территории украинского Донбасса. Очевидно, что это повлечет за собой несколько новых форматов".

С тем, что "Минск-2" как процесс урегулирования, как формат переговоров зашел в тупик, согласен и украинский дипломат Вадим Трухан. Эксперт напоминает, что все положения "Комплекса мероприятий по выполнению Минских договоренностей" от 12 февраля 2015 года не выполнены, все сроки сорваны. Поэтому, говорит Трухан, сейчас ситуация в подвешенном состоянии и нужно выходить на новые договоренности, новые форматы. Но какие?

Вадим Трухан: "Для Украины важно добиться политико-дипломатическими методами перевода процесса переговоров в формате, где будут принимать участие США и Великобритания, плюс Китай и Франция, как страны-гаранты по "Будапештскому меморандуму", ООН и ОБСЕ, плюс Евросоюз как самостоятельный субъект международного права. С тем, чтобы достичь всеобщего урегулирования, которое бы указывало и способ возвращения территориальной целостности Украины по состоянию на февраль 2013 года, и график и уровень выплат репараций со стороны России как агрессора, и способ привлечения к ответственности всех лиц, независимо от гражданства, которые могут быть обвинены в преступлениях против человечности и в военных преступлениях. Про этот формат сегодня нужно говорить".

Другое дело, что на переговоры в таком формате вряд ли пойдет Кремль. И здесь возникает интересное: в тот же день, когда в Минске собирается Контактная группа, президент Украины Петр Порошенко ведет телефонные переговоры с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Говорят в том числе о возможности введения на территорию Донбасса миротворческого контингента. Что это — попытка Назарбаева перехватить у Александра Лукашенко роль миротворца в украинском кризисе?

"Надо учитывать, что президент Назарбаев не является топ-политиком на глобальной арене, он не тот человек, который определяет повестку дня в международных отношениях. Поэтому в ходе двусторонних переговоров между президентами Украины и Казахстана речь будет идти исключительно о торгово-экономических, гуманитарных и так далее связях с Казахстаном. Но претендовать на роль миротворца или человека, который сумеет помирить режим Путина с Украиной, Назарбаеву не приходится", — рассуждает Вадим Трухан.

Ну, это мы так думаем, а "Восток — дело тонкое", как говорил герой одного фильма. Поэтому обращаюсь за комментарием к казахскому политологу Жану Кошербаеву.

"Я не соглашусь с теми, кто говорит, что наш президент пытается отобрать эту инициативу у президента Беларуси. Мы все же настаиваем на выполнении Минских договоренностей и никаких свежих предложений, которые кардинально отличаются от Минских договоренностей, у Астаны нет. Этот шаг направлен, мне кажется, на политический самопиар. Ведь политическими дивидендами не разбрасываются, а это очередной удобный момент, чтобы показать себя как миротворец, как активный политический деятель на постсоветском пространстве".

Тем не менее, опыт предлагать себя в качестве площадки для международных переговоров у Астаны есть. К примеру, не так давно казахи предлагали проводить у них переговоры по иракской ядерной программе. Кроме того, говорит Жан Кошербаев, президенту Казахстана доверяют как Киев, так и Москва. И поэтому не исключено, что Путин воспользуется Назарбаевым, чтобы через него передать какие-то свои предложения Порошенко, когда президент Казахстана поедет в Киев на двусторонние переговоры.

Правда, тут возникает другой вопрос: что такое передать от Путина Порошенко может Назарбаев, чего не может передать Лукашенко? Особенно с учетом того, что стать миротворцем в украинском кризисе — это хороший "политический самопиар"...

Новости по теме

Новости других СМИ