Михаил Пастухов: Указ Лукашенко о пенсионном возрасте незаконен


Указ Александра Лукашенко нарушает ряд белорусских законов и Конституцию страны.

Об этом в «Белорусской правде» пишет бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов.

Как известно, указом Лукашенко №137 от 11 апреля установлено, что с 1 января 2017 года будет поэтапно повышаться пенсионный возраст для всех рабочих и служащих. Однако давайте задумаемся над вопросами: на каком основании принято такое решение? Имел ли право глава государства своим актом лишить сотни тысяч граждан права на заслуженную пенсию? И что теперь делать людям, попавшим под «нож» указа?

На каком основании?

В вышеназванном указе сказано, что пенсионный возраст повышается «в целях совершенствования пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях».

Если рассуждать логично, то «совершенствование» предполагает улучшение ситуации, но отнюдь не ухудшение. А что получается? Людей предпенсионного возраста банально лишают права на пенсию и обязывают еще работать. Тем самым нарушаются их законные права.

Касаясь этого вопроса, Лукашенко в послании к белорусскому народу и «парламенту» отметил: «…не надо тут страдать, рыдать, создавать какую-то проблему…». И далее, объясняя необходимость повышения «возраста», он указал: «…давайте признаем, что мы плетемся в хвосте событий. Это давно уже надо было решить».

Да, ссылка на опыт европейских стран, где пенсионный возраст начинается с 60 – 65 лет, резонна. Но не будем забывать и того, что немцы, французы, итальянцы, швейцарцы живут на 15 – 20 лет дольше, чем пораженные радиацией и нищетой беларусы, а также то, что их зарплаты и пенсии в несколько раз выше, чем в Беларуси. Поэтому большинству беларуских младопенсионеров придется и страдать, и рыдать из-за своей тяжелой доли. Как подсчитали эксперты, многие из них не дождутся своей пенсии.

В то же время причина повышения «возраста» более чем понятна: у нынешней власти не хватает денег на выплату пенсий. «Общак» (пенсионный фонд) совсем прохудился из-за нерентабельности предприятий, а пополнять его из бюджета или иных источников властям не хочется.

Можно ли повысить «возраст» указом?

В соответствии со ст.11 Закона «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. (с изм. и доп.) право на получение пенсии по возрасту имеют мужчины – по достижении 60 лет, а женщины – по достижении 55 лет.

Своим указом Лукашенко предписал повысить общеустановленный возраст ежегодно на шесть месяцев до достижения мужчинами 63 год, а женщинами – 58 лет. Тем самым, он нарушил Закон, а заодно и конституционное право граждан на социальное обеспечение в старости (ст.47 Конституции).

Следует также обратить внимание на то, что Республика Беларусь провозглашается социальным государством (ст.1), что государство ответственно за создание условий для свободного и достойного развития личности (ст.2), что обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства (ст.21 Конституции).

Важно указать и на положение ст.23 Конституции, согласно которой ограничение прав и свобод граждан допускается только законом и лишь в необходимых случаях. Конституция (ст.58) гарантирует гражданам, что никто не может принуждаться к отказу от своих прав, в том числе права на пенсию по возрасту. Не будем также забывать, что президент, вступая в должность, клялся «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь» (ст.83).

Следует также иметь в виду, что в случае расхождения закона, декрета или указа Конституции действует Конституция (ч.2 ст.137 Конституции).

На основании изложенного сделаем выводы: 1) указом нельзя отменить действие закона; 2) повышение пенсионного возраста нарушает права граждан; 3) граждане не должны в угоду государству отказываться от своих прав; 4) экономические и прочие трудности не могут служить поводом для ограничения прав граждан.

Следовательно, указ №137 от 11 апреля является незаконным, неконституционным, а также антисоциальным.

Как защитить свои права?

Для защиты конституционных прав и свобод граждан в Беларуси предусматривается несколько юридических средств: президент как гарант Конституции, прав и свобод граждан (ст.79); суды (ст.60); Конституционный суд (ст.116).

Лукашенко, как отмечалось, уже сказал свое «слово» и рассчитывать на его защиту едва ли возможно.

Суды по действующему законодательству обязаны защищать гарантированные Конституцией и иными законодательными актами права и свободы граждан (ст.6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Значит, в суды можно обращаться в случае нарушения права на пенсию и добиваться восстановления своих прав и компенсации причиненного вреда. Только вот надеяться на то, что суды выполнят свое предназначение маловероятно. Никто из судей не захочет вступать в конфликт с главой государства и защищать права каких-то простых работяг.

Особая роль в защите прав граждан принадлежит Конституционному суду, который призван осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. О принятии сомнительных с точки зрения Конституции актов ему должны сообщать уполномоченные субъекты: президент, палаты парламента, правительство, Верховный суд. «Сигнализировать» о сомнительных актах могут граждане и любые организации.

Значит, надо «трезвонить» на всю страну о том, что готовится тотальное посягательство на пенсионные права граждан. Надо предотвратить применение сомнительного с точки зрения Конституции нормативного акта. Если граждане промолчат о надвигающейся угрозе, то их право на пенсию может быть ограничено на полгода – год – два – три. И это может быть только началом отнятия их законных пенсий.

Кто-то скажет: а разве нельзя повысить «возраст» законом? Можно, но только с соответствующей компенсацией и предоставлением соответствующих льгот.

На мой взгляд, этот вопрос в силу своей важности целесообразно вынести на референдум. В частности, на голосование граждан можно поставить следующие вопросы: 1) выступаете ли вы за повышение пенсионного возраста для всех категорий граждан на три (пять) лет при условии повышения размера пенсий в два (три) раза? 2) выступаете ли вы за введение льгот для пенсионеров на медицинское обслуживание, проезд в общественном транспорте? 3) считаете ли вы возможным установить минимальный и максимальный размер пенсий? 4) выступаете ли вы за установление единых подходов при назначении пенсии всем работникам, включая государственных служащих?

Можно высказать и иные пожелания в этой сфере. Одно очевидно: вопрос о повышении пенсионного возраста надо решать в контексте пенсионной реформы. Она должна включать в себя комплекс мер, направленных на повышение жизненного уровня пенсионеров и возвращение им заслуженных льгот.

Новости по теме

Новости других СМИ