"Нас не надо учить, как жить": диалог Харашти и белорусской делегации в ООН


Миклош Харасти, спецдокладчик СПЧ ООН по Беларуси. Фото: un.by
Сотрудничество всех государств является одним из основных обязанностей членов Организации Объединенных Наций.

Это напоминание неоднократно прозвучал на заседании Третьего комитета Генеральной Ассамблеи ООН, которое 27 октября прошло в Нью-Йорке. Из пяти специальных докладчиков, предоставивших отчеты Комитета, только один (по Мьянме) был допущен на территорию страны, находящейся под его мандатом. Среди мандатарии, вынужденных собирать информацию в удаленном режиме, находится и спецдокладчик по положению в области прав человека в Беларуси Миклош Харашти.

Содержание интерактивного диалога Харашти с представителями официальной делегации Беларуси, состоявшегося после представления отчета, изложено в публикации на сайте ООН (перевод правозащитного центра “Весна”):

Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси Миклош Харашти отметил подписание Беларусью Конвенции о правах людей с инвалидностью. В то же время, таких позитивных изменений было очень мало. Значительная часть его доклада была посвящена правам человека в рамках избирательного процесса в Беларуси, особенно во время парламентских выборов 11 сентября 2016 года. По словам г-на Харашти, выборы были проведены без применения насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов, омрачившего предыдущие выборы. Тем не менее, не было сделано никаких шагов, чтобы изменить жесткие законы или усовершенствовать ограничительную практику. "Внешняя гладкость" проведения этих выборов не должна затмить фундаментальные системные нарушения, сказал он.

"Управляемый" характер избрания "символических" представителей оппозиционной партии и культурной инициативы показал, что этот выбор полностью контролируется правительством, сказал он. Для участников выборов не был обеспечен равный доступ к средствам массовой информации. Отсутствовали возможности проверки явки и количества голосов. Председатель Центральной избирательной комиссии занимает эту должность в течение 20 лет. Описывая правовую и административную систему ограничения прав человека, он сказал, что в стране по-прежнему нарушается свобода слова и ограничиваются средства массовой информации. Беларусь является единственной страной в Европе, где не существует частных общенациональных средств массовой информации. Сохранялось подавление свободы собраний и свободы объединений. Несмотря на рекомендации со стороны различных органов Организации Объединенных Наций, последнее десятилетие не происходит каких-либо существенных изменений в ситуации с правами человека. Харашти призвал Беларусь прекратить применение смертной казни и взаимодействовать со Специальным докладчиком.

Представитель Беларуси заявил, что обсуждение конкретных стран может только "углубить противоречия" и перегрузить повестку дня международного сообщества. Не существует никакой необходимости или контекста для такого внимания, в то время как Беларусью постоянно ведется диалог с правозащитными механизмами. На основе рекомендаций Универсального периодического обзора и договорных органов был принят Национальный план по правам человека, но эта информация была искажена в докладе. Также не были приняты во внимание мнения наблюдателей. "Нас не надо учить, как нам жить", - сказала она, подчеркнув, что после Второй мировой войны и аварии на Чернобыльской АЭС Беларусь создала сильное государство, оно будет продолжать способствуют миру и согласию.

Во время интерактивного диалога ряд представителей, в том числе Эквадора и Бангладеш, выразили несогласие с существованием каких-либо мандатов по конкретным странам, в то время как делегаты Эритреи, Венесуэлы и Лаосской Народно-Демократической Республики отметили, что Универсальный периодический обзор является правильным местом для таких дискуссий. Представители Норвегии, Великобритании и Германии, тем временем, призвали Беларусь ввести мораторий на смертную казнь в качестве первого шага на пути к отмене смертной казни. Другие выступающие потребовали расширить пространство для гражданского общества в Беларуси, а представитель Польши отметил необходимость изменений в контексте выборов.

В ответ г-н Харашти перечислил шаги, которые могли бы иметь "чудодейственное" воздействие на положение в области прав человека, в частности отмена статьи 193.1 Уголовного кодекса, которая криминализирует любую деятельность, неразрешенную государством. В соответствии с ней, крупнейшие правозащитные организации де-юре превращены в преступников в связи с их деятельностью, поскольку они не были зарегистрированы. На вопрос о совершенствовании практики проведения выборов он отметил, что хотя Беларусь и пригласила наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), парламентские выборы не соответствовали рекомендациям ОБСЕ, в то время как были учтены лишь незначительные процедурные рекомендации. Сотрудничество с ОБСЕ должны перейти от приглашения наблюдателей к выполнению рекомендаций.

Он выразил согласие с представителями Кыргызстана и Таджикистана, что диалог должен стать основой для улучшения прав человека, и призвал делегации доверять ему и Совету по правам человека. Он сказал, что сущностью его мандата является сотрудничество, а другие обвинения направлены против него. Это стало бы очень важным шагом вперед, если бы Беларусь прислала ему свой план действий, сказал он, добавив, что будет считать это хорошим жестом в направлении сотрудничества.

В интерактивном диалоге принимали представители Соединенных Штатов Америки, Чехии, Кубы, Российской Федерации, Литвы, Туркменистана, Кыргызстана, Швейцарии, Ирана, Ирландии, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Пакистана, Узбекистана, Китая, Корейской Народно-Демократической Республики Корея, Сирии и Боливии (которая также выступала от имени Никарагуа), а также Европейского Союза.

Новости по теме

Новости других СМИ