Внешний вектор, внутренний фактор: Топ-6 тенденций внешней политики РБ в 2017 году

Янка Грыль, БелГазета

Внешний вектор, внутренний фактор
2016г. оказался очень насыщенным событиями и ожиданиями в белорусской внешней политике. Нельзя сказать, что стратегические цели, которые ставило перед собой руководство страны в 2016г., достигнуты, хотя тактических успехов выше крыши, а активность белорусской дипломатии превысила всякие ожидания. Но большие дела, как известно, быстро не делаются.

1. МВФ: ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Эпопея с кредитом МВФ ($3 млрд. на 3 года) рискует войти в учебники истории. Попытка прокредитоваться растянулась почти на 6 лет, активная фаза - на 3 года. Минск регулярно посещают миссии фонда, за океан периодически отбывают белорусские ходоки. Последний контакт такого рода был зафиксирован 6-10 декабря, когда представительная делегация во главе с замглавы администрации президента Николаем Снопковым и помощником президента Всеволодом Янчевским среди прочего провела переговоры с замдиректора-распорядителя МВФ Мицухиро Фурусавой. Увы, директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард, так изысканно обменивавшейся когда-то комплиментами с Александром Лукашенко, сейчас явно не до нас: 12 декабря она стала обвиняемой в суде в Париже по делу о выплатах бизнесмену Бернару Тапи.

Хотя официальные лица периодически уверяют, что решение о выделении кредита может быть принято до конца года, прежнего энтузиазма нет. На внутриполитическом поле нужда в кредите активно оспаривается: мол, зачем деньги, проводите реформы на голодный желудок. Между тем программа с МВФ способна удешевить внешние заимствования РБ на 1,5-2%. И в целом, как заметил первый замминистра финансов Максим Ермолович, «это самые дешевые из всех возможных к привлечению средств… К этому пакету прилагается целый комплекс дополнительных инструментов. Это и заем Всемирного банка на цели развития. Размер этого займа зависит от пакета структурных преобразований, заложенных в совместную с МВФ программу, и составляет около $200-300 млн.». Овчинка стоит выделки, но есть вероятность, что контакты с МВФ опять притормозятся из-за смены власти и возможной коррекции экономического курса США.


2. США: СМЕНА КАРАУЛА

Отношения с Вашингтоном в 2016г. развивались в том же направлении, что и в 2015г.: желание РБ повысить статус диппредставительства с временных поверенных (летом Скотта Роланда сменил Роберт Райли) до послов и контакты по линии обороны и безопасности. Последние, как можно предположить, базируются на том, что, как заявил глава МИД РБ Владимир Макей в интервью Rzeczpospolita, «мы не рассматриваем шаги, которые предпринимает НАТО и США по укреплению присутствия НАТО в некоторых балтийских странах и в Польше, как непосредственную, прямую угрозу безопасности РБ». Правда, 10 июня пока еще президент США Барак Обама подписал указ о продлении с 16 июня 2016г. еще на год санкций в отношении РБ, но сами санкции фактически приостановлены. В сентябре Макей в Нью-Йорке беседовал с помощником госсекретаря Викторией Нуланд «о полной нормализации взаимодействия» и с зампомощника министра обороны Майклом Карпентером, с которым ранее, в апреле, доверительно общался белорусский президент. В ноябре стало ясно, что администрация в Вашингтоне не просто сменится, а сменится радикально. Однако насколько эти изменения скажутся на политике США в отношении РБ и кадровом составе кураторов Восточной Европы в Госдепе, судить рано.


3. ЕВРОПА: С НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ


Максимум усилий отечественной дипломатии в 2016г., естественно, пришлось на европейское направление. По признанию Макея, «за последние два-три года наличия более позитивной атмосферы в наших отношениях мы достигли намного большего, чем за годы санкций». Действительно, количество встреч, контактов, деклараций зашкаливает. Но проблемы столь же очевидны: базовое соглашение между ЕС и РБ пока не подписано, а экономический эффект, на который рассчитывали в Минске, все еще не достигнут.

Процесс взаимного сближения Минска и Брюсселя уже обнаружил естественные границы - ценностные установки. На 19-22 декабря запланирован визит в РБ делегации БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, в ходе которого пройдет презентация итогового отчета миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами. Отчет, по оценке пресс-секретаря МИД Дмитрия Мирончика, носит «в целом сбалансированный характер», однако в нем все равно констатируется, что выборы «были омрачены значительным количеством нарушений и отсутствием прозрачности», а избирательное законодательство носит ограничительный характер. Схожим образом сказывается на белорусско-европейском диалоге проблема смертной казни: ее отмена требует ревизии итогов референдума 1996г., на которых во многом строится легитимность нынешней власти. В общем, трудно не согласиться с политологом Андреем Федоровым, считающим, что Минск и Брюссель «близки к пределу сближения» и «при всей многообещающей риторике больших реальных сдвигов не наблюдается».


4. ПОЛЬША: МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ


Наиболее очевидным дипломатическим успехом 2016г. стоит признать улучшение белорусско-польских отношений. Как заметил спикер ПП НС Владимир Андрейченко, принимая польских коллег, «в последнее время наши политические контакты находятся на подъеме». Роль тут сыграл и весенний приезд в РБ главы польского МИД Витольда Ващиковского, и ответный визит Владимира Макея в Варшаву осенью. Наиболее четко и эмоционально сближение позиций двух стран артикулировал президент РБ: «Согласитесь, делить нам нечего. Мы всегда жили в дружбе и согласии. У нас очень близкая, а порой общая история». Характерно, что именно суровые польские консерваторы из партии PiS, борющиеся то с абортами, то с онлайн-порно, а не их предшественники - либералы из «Гражданской платформы» - продемонстрировали максимум прагматизма в отношении РБ. Недаром маршал Сената Станислав Карчевский во время декабрьского визита в Минск с подкупающей откровенностью заметил: «Я предпочитаю такой подход: сотрудничать там, где это возможно и полезно, но не считать этот вопрос догмой». Не менее интересно другое заявление Карчевского: «Польша заинтересована быть мостом между Беларусью и ЕС». Как мы помним, сама Беларусь считает себя мостом между Европой и Россией. До Польши нашим «мостом с ЕС» порывалась стать Литва, медовый месяц с которой пришелся на начало 2010-х. Короче, при всех плюсах реализма в политике его ресурс ограничен естественными факторами.


5. ВЕЧНЫЙ МИНСК: МИРОТВОРЦА ЗАКАЗЫВАЛИ?

8 декабря, выступая в Гамбурге на пленарном заседании 23-й встречи Совета министров иностранных дел государств ОБСЕ, Владимир Макей, как сообщила пресс-служба его ведомства, «привлек внимание к инициативе президента РБ о запуске нового миротворческого процесса, аналогичного Хельсинкскому, для откровенного обмена мнениями о причинах кризиса в международных отношениях и осмысления новых правил формирующейся многополярности». Действительно, по мере исчерпания потенциала Минских соглашений, сделавших возможной нынешнюю оттепель между РБ и Западом, белорусское руководство все чаще предлагает распространить Минский процесс на любые иные конфликты, включая глобальные. В Минске, предложил глава МИД РБ, можно организовать «встречу лидеров России, США, ЕС и Китая», подключить международное экспертное сообщество и т.п. Инициативы такого рода, касающиеся Украины или Нагорного Карабаха, озвучивались не только главой дипведомства, но и главой государства и ранее.

Очевидно, Беларуси сегодня представляется предпочтительной позиция нейтральной переговорной площадки, предоставляемой ее партнерам по их требованию. По меньшей мере, позиционировать себя Минск стал именно так, хотя нельзя сказать, что спрос на его услуги в избранной нише чересчур велик.Те же и Россия


БОНУС

Остается Россия, отношениями с которой в основном занимаются президент и экономический блок Совмина. Максимальная концентрация неразрешенных проблем накануне нового 2017г. отмечена как раз тут. Позиция внешнеполитического ведомства РБ на российском направлении в 2016г. озвучивалась главой МИД в среднем 1-2 раза в месяц: оттепель с Западом «ни в коей мере не означает, что мы собираемся разорвать все связи с Россией. Мы, наоборот, все связи с Россией сохраним и, наверное, еще и укрепим». Как показала прошедшая 22 ноября совместная коллегия МИД РБ и РФ, у дипломатов все нормально, результатами они удовлетворены. Проблемы у крепких хозяйственников, бойцов идеологического фронта и других категорий госслужащих. И, похоже, решать их, как водится, придется главе государства.

Новости по теме

Новости других СМИ