Чего ждать Беларуси от администрации Трампа?

Завтра твоей страны

Дональд Трамп
От еще большей привязки к России до посредника между США и Россией — эксперты назвали четыре сценария белорусско-американского сотрудничества.

Экспертная инициатива «Минский диалог» выпустила доклад о значении новой администрации США для международных отношений и безопасности в Восточной Европе. Особое внимание уделяется влиянию изучаемых процессов на Беларусь и возможностям Минска.

Главными преградами для развития двусторонних белорусско-американских отношений, по мнению экспертов, остаются: низкая осведомленность американского общества и политических элит о Беларуси, часто встречающееся восприятие Беларуси как стратегически незначительной страны, недостаточный уровень взаимного дипломатического присутствия, расхождения Минска и Вашингтона в вопросе оценки внутриполитической ситуации в Беларуси, общий негативный имидж Беларуси на Западе.

«При этом Беларусь имеет очевидную ценность для США как буфер между НАТО и Россией, — отмечается в докладе. — Эрозия суверенитета Беларуси усложняет военное планирование НАТО. Поэтому фактический (а не юридический) нейтралитет Беларуси важен для США и НАТО».

Членство Беларуси в ОДКБ и ЕАЭС в какой-то степени может восприниматься в США как фактор, минимизирующий вероятность российской агрессии против Беларуси.

Такую ситуацию эксперты характеризуют как «негарантированный нейтралитет» и считают, что это может стимулировать ограниченный интерес Вашингтона к наращиванию своего экономического и дипломатического присутствия в Беларуси в случае создания соответствующих условий белорусской стороной.

«Одной из причин слабого интереса США к Беларуси является «вакуум знаний» о стране, — подчеркивается в докладе. — Вашингтон может быть заинтересован в Беларуси до той степени, до которой Беларусь сможет себя «продать»: или с точки зрения буфера между Россией и союзниками США в Европе, или как экономический партнер, или как партнер в борьбе с нелегальной миграцией, трафиком оружия».

По прогнозам экспертов, после снятия Минском ограничений на число американских дипломатов, потребуется от 6 до 12 месяцев, чтобы в США прошла процедура номинирования и утверждения посла. По их мнению, главными задачами белорусской внешней политики по отношению к США сегодня должны быть: восстановление полноценных дипломатических отношений, повышение узнаваемости страны среди политических элит США, полное снятие американских санкций, занятие стратегической ниши в политике США в Восточной Европе, рост прямых инвестиций и развитие совместных коммерческих проектов.

Среди перспективных сфер для экономического сотрудничества с США называются ИТ-сфера, сельское хозяйство, образовательные услуги.

Эксперты построили матрицу возможных сценариев развития политики США в Восточной Европе и белорусско-американских отношений. В качестве горизонта сценарного планирования была определена президентская каденция Трампа – 4 года.


Сценарий 1. Улучшение отношений США и России при общем изоляционистском курсе США.

В рамках этого сценария США будут снижать свое политическое и военное присутствие в Европе, благодаря чему образуется частичный «вакуум силы», особенно в Восточной Европе. Россия же вследствие этого будет стремиться максимально нарастить свое влияние на постсоветском пространстве и в странах бывшего соцлагеря. При этом возможности Беларуси для политики маневрирования сократятся, а зависимость от России возрастет.

США, вероятно, снимут большинство антироссийских санкций, что приведет к восстановлению российского рынка и оживит международную торговлю в регионе. Это позитивно отразится и на экономической ситуации в Беларуси. Однако при этом еще больше увеличится и привязка белорусской экономики к российской, в том числе в результате углубления интеграции в рамках ЕАЭС, которая будет инициирована Россией.

Заинтересованность Минска в американском рынке и возможности выхода на его нишевые сегменты для белорусской продукции будут меньшими, особенно учитывая американский протекционизм.

В рамках этого сценария США позитивно решат вопрос снятия санкций против Беларуси и восстановления полноценной работы посольств. Однако в целом поле для белорусско-американского сотрудничества будет оставаться минимальным.

«Минская площадка» по Украине сохранится, однако ее значение будет снижаться по мере урегулирования конфликта в Украине.


Сценарий 2. Улучшение отношений США и России при общей интервенционистской внешней политике США.

В рамках этого сценария военные кампании, которые США ведут в Сирии, Ираке и Афганистане, а также взаимное признание сфер влияния США и России приведут к еще большему снижению внимания Вашингтона к Восточной Европе. Следовательно, это, как и в предыдущем сценарии, будет стимулировать Россию наращивать свое влияние в регионе Восточной Европы, и в частности в Беларуси.

Такой международный расклад вместе с отменой антироссийских санкций будет способствовать дальнейшему развитию евразийской интеграции.
США продолжат политику продвижения демократии в мире.

Несмотря на то, что Беларусь не будет являться важным направлением, Вашингтон по-прежнему будет оказывать поддержку оппонентам белорусской власти, что будет вызывать недовольство официального Минска. Это усложнит переговоры по восстановлению полноценной работы посольств, возможно, и вовсе их остановит.

В рамках этого сценария санкции США в отношении Беларуси будут сохранены.


Сценарий 3. Ухудшение отношений США и России при интервенционистском внешнеполитическом курсе США.

Этот сценарий можно условно назвать новым изданием «холодной войны», при котором США и Россия будут наращивать военное присутствие в Восточной Европе, а конфликты на постсоветском пространстве могут вновь вернуться в горячую фазу.

С сохранением напряженной ситуации на Донбассе «минская площадка» не утратит своей актуальности, но перевести ее в формат «минского процесса» (переговоров по урегулированию американо-российских отношений) вряд ли удастся.

Этот сценарий предполагает стимулирование «политики качелей» официального Минска, то есть лавирования между Западом и Россией, поскольку геополитическое значение Беларуси резко возрастает. США могут частично либо полностью отменить санкции против Беларуси и восстановить полноценное дипломатическое присутствие в целях поддержания «ситуационного нейтралитета Беларуси». Однако экономические отношения с США вряд ли получат развитие.

Одновременно произойдет и сужение поля для маневра Беларуси. То есть при общем стимулировании «политики качелей» амплитудные возможности такой политики будут ограниченными.

Повысятся риски сотрудничества с США и НАТО, особенно в военной сфере, поскольку в условиях конфронтации с Западом Россия усилит давление на Беларусь с целью принудить союзника к лояльности. В том числе, это может проявиться в актуализации вопроса российской авиабазы на территории Беларуси и требования признания Крыма российским.


Сценарий 4. Ухудшение отношений США и России при изоляционистском внешнеполитическом курсе США.


В рамках четвертого сценария Вашингтон зафиксирует свои отношения с Россией на некотором (низком) уровне и не будет заинтересован в активных поисках компромиссов с Москвой и тем более в заключении с ней каких-либо сделок о разделе сфер влияния.

В отношении России будет реализовываться политика умеренного сдерживания, то есть без наращивания контингентов НАТО и США в Восточной Европе и без массированного спонсирования антироссийских сил в регионе и оппозиции в самой России.

В рамках этого сценария Беларусь может реализоваться как «посредник» между Россией и США в вопросе снижения напряженности и построения большего доверия («минский процесс»). Однако самостоятельные действия Минска, особенно в разрез с российской линией, чреваты серьезными рисками, так как при отсутствии заинтересованности США в регионе Россия будет усиливать свое давление и требовать геополитической лояльности.

В такой ситуации велики шансы снятия санкций в отношении Беларуси и обмена послами с США, поскольку последние будут менее идеологизированы в международной политике.

Доклад стал результатом работы экспертного семинара «Значение новой администрации США для международных отношений и безопасности в Восточной Европе», который прошел 4 марта 2017 года в Минске при участии действующих и бывших дипломатов, зарубежных и белорусских экспертов. Семинар был организован по методологии ситуационного анализа и стал первым исследовательским мероприятием такого формата в рамках экспертной инициативы «Минский диалог».

Новости по теме

Новости других СМИ