Москва показала, что легко может разрушить все планы Лукашенко

slon.ru

Еще в январе, после того, как был подписан протокол об условиях поставок нефти в Беларусь, Александр Лукашенко сказал, что в этой истории еще не поставлена точка. И она, действительно, не была поставлена.

Для белорусского лидера действия России в предвыборный год равносильны удару ножом. Ведь в текущем году население должно в полной мере увидеть эффективность "белорусского экономического чуда", то есть той экономической системы, которая сформирована в стране.

К примеру, президент обещал, что в текущем году средние зарплаты в стране вырастут до $500. По оценке Минфина РБ, в 2009 году средняя зарплата в бюджетной сфере составила около $280 (по плану – около $450). То есть, за 2010 год рост зарплаты должен составить $220. Для того, чтобы достичь такого рывка, рост ВВП Беларуси должен составить не менее 20%, экспорта – не менее 50%. Даже при том, что целевые показатели прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2010 год предусматривают рост ВВП на 11–13%, этого будет недостаточно для выполнения столь амбициозного заявления.

Таких примеров можно найти достаточно. На деле, белорусская экономика очень зависима от поставок углеводородов, переработка и экспорт которых дают около 30% поступлений в бюджет и являются основным источником притока валюты в страну.

Россия своими действиями нанесла мощнейший удар по позициям Александра Лукашенко. И теперь у белорусского президента, балансирующего на тонкой грани между Западом и Россией, нет иного выхода, как способствовать завершению формирования образа России как внешнеполитического противника Беларуси. Обращение в Экономический суд СНГ – демонстрация намерений Беларуси играть цивилизованно и отстаивать свои интересы на международном уровне. Фактически, это предупреждение и о том, что Минск может пойти дальше, и обратиться в европейские структуры, которые, с учетом нынешних хитросплетений интриг вокруг Беларуси, вполне могут принять именно ее сторону.

Москва в этой ситуации преследует две цели. Первая: демонстрация силы, традиционная для стиля правления Владимира Путина и его окружения. Агрессивная позиция является еще и расплатой за волюнтаризм Беларуси в отношении соглашений, который Александр Лукашенко продемонстрировал в 2006 году после президентских выборов, "забыв" о своем обещании сдвинуть с мертвой точки вопрос о создании газотранспортного консорциума по управлению газопроводами в стране на базе "Белтрансгаза". Сейчас Москва продемонстрировала, что легко может разрушить все планы Александра Лукашенко, если он не будет более сговорчивым и хочет получить помощь из России.

Вторая: обеспечить российскому бизнесу преимущественные права при проведении приватизации госактивов. Сейчас белорусская экономика поддерживается за счет займов и кредитов у международных организаций и отдельных стран (Россия, Китай). В случае дефицита поступающих средств (отказ МВФ в очередном кредите) Минск окажется в сложной ситуации, и уже в 2011 году будет вынужден начать масштабную приватизацию, выставив на торги наиболее интересные активы по гораздо более низкой, чем сейчас, цене. В этом случае интересы российского бизнеса (точнее, "ближнего круга" премьера) могут пострадать, так как белорусские власти будут дифференцированно относиться к инвесторам и отдадут активы тем, кто предложит больше денег. А это российским нефтяникам невыгодно.

Подмена национальных интересов узкокорпоративными или групповыми опасна для всей системы внешней политики. "Силовая игра" – модель, которую Москва пока безуспешно пытается "списать" с Вашингтона, – должна быть подкреплена гораздо большим, чем угроза снижения поставок нефти. Отношения с Беларусью в том виде, в котором они существуют сейчас, ведут в тупик; по большому счету, они уже там. А на смену ей нет новой стратегии, и в этом направлении администрации президента стоило бы задуматься.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров