Майкл Скэнлан: Мы ищем области сотрудничества с Беларусью


Гостем выпуска программы "Экспертиза" с Юрием Зиссером в эфире Радио TUT.BY стал Временный поверенный в делах США в Республике Беларусь Майкл Скэнлан. Разговор в студии шел о двусторонних отношениях, американских визах, правах человека, регулировании интернета, работе посольства США в Минске и о многом другом. Новостной портал www.UDF.BY выбрал самое интересное из беседы.

Об отношениях США и Беларуси

- В двух словах я бы охарактеризовал их как "упущенные возможности". Я бы выделил три аспекта нашей политики в отношении Беларуси. Первый из них относится к сфере прав человека и возможности для каждого пользоваться такими свободами, как свобода собраний, свобода слова, свобода самовыражения. Эти права являются неотъемлемыми для каждого. И именно проблемы в этой сфере, существующие в Беларуси, привели к введению наших санкций. Если ситуация с правами человека в Беларуси изменится, изменится и наша позиция по вопросу санкций. Это простое математическое уравнение. Ситуация улучшается – санкции смягчаются. Если нет – ничего не меняется.

Второй аспект в наших взаимоотношениях – поиск областей, в которых мы можем успешно сотрудничать, которые находятся в сфере общих интересов. Мы сделали целый ряд конкретных предложений в этой сфере, но, к сожалению, за исключением нескольких примеров, мы не получили положительного ответа.

Третий момент – это тесная координация наших действий с Европейским союзом. Политика США и Евросоюза основана на одинаковых принципах и ценностях, и поэтому тесное сотрудничество между нами выглядит вполне естественно.

Всё, что я назвал, – это так называемые дорожные знаки, глядя на которые, каждый может составить свое суждение о том, на каком уровне находятся наши взаимоотношения.

- Мы открыты для движения вперед в наших отношениях. Лучшей иллюстрацией этого стал визит в Минск помощника госсекретаря США Филиппа Гордона в августе прошлого года, который еще раз подчеркнул, что такое движение необходимо, но для этого нужен прогресс в сфере прав человека. В конце 2008 – начале 2009 годов определенный прогресс наблюдался: некоторые независимые газеты были допущены к распространению, была зарегистрирована неправительственная организация и освобождены политические заключенные. В ответ мы смягчили наши санкции и были готовы начать диалог с целью добиться еще большего прогресса в этой сфере. К сожалению, такого диалога не получилось. Более того, по нашему мнению, ситуация с того момента даже ухудшилась.

- Ситуация с правами человека остается основной проблемой в наших отношениях.

Об условиях работы американского посольства в Минске

- ...если честно, мне еще ни разу не приходилось работать в посольстве, штат которого ограничен всего пятью дипломатами. Для нас, для меня лично такое происходит впервые. К примеру, когда я работал в Киеве, у нас было где-то около ста тридцати американцев. До этого, в Боснии и Герцеговине, штат посольства насчитывал около сотни. Кстати, мой предшественник Джонатан Мур, который работал в Минске в течение трех лет, сейчас в Боснии и Герцеговине, где работает в компании с сотней американских коллег. Я занимался вопросами Молдовы – еще одной бывшей советской республики, расположенной не так далеко отсюда. Так вот, и там американский штат составлял где-то около 45-50 человек. Лимит на количество дипломатов, существующий в Беларуси, значительно ограничивает круг наших возможностей. В их числе, к сожалению, и визовые услуги. Я вынужден постоянно приносить извинения жителям Беларуси за то, что мы просто не имеем физической возможности выдавать визы в Минске. В общем, работать здесь и поддерживать отношения, которые бы приносили пользу всем сторонам, трудно. Это касается даже таких обычных обязанностей, как информирование своего правительства об экономической, политической и социальной ситуации в стране пребывания. Этим занимаются дипломаты по всему миру. В нашем случае это осложняется тем, что я и мои коллеги обязаны уведомлять белорусские власти о своем намерении выезжать за пределы сорокакилометровой зоны вокруг Минска. В такой ситуации обычный выезд за пределы столицы и спонтанные встречи с людьми становятся проблемой.

В конце августа мы отказались от резиденции, которую арендовали на протяжении многих лет. Она была прекрасной площадкой для проведения посольских мероприятий, таких как прием в честь Дня независимости, фестиваль белорусской музыки “Амбасовішча” и многих других, которые были для нас способом общения с представителями различных сфер белорусского общества. Мы стараемся поддерживать контакты не только с правительством, но и со всеми слоями общества. Тем же самым занимаются посольства других стран, включая ваше посольство в Вашингтоне. Но при этом у нас есть обязательства перед нашими налогоплательщиками. Здание в Раубичах пустовало более двух лет, и ваше правительство не давало никаких знаков, что ситуация может поменяться, что посол сможет вернуться в Беларусь и число дипломатов будет восстановлено. В такой ситуации мы вынуждены были принять ответственное решение и отказаться от резиденции. Несмотря на это, наша работа здесь продолжается. Мы перестроили структуру посольства таким образом, чтобы оно могло функционировать с тем количеством сотрудников, которыми мы располагаем, – именно это было моей основной задачей. И мы продолжим работу в тех сферах, которые считаем важными, продолжим поиски путей для создания возможностей, которые пошли бы на благо всех заинтересованных сторон…. Даже отказавшись от резиденции, мы остаемся в Беларуси и продолжаем исполнять свои обязанности.

О сходстве политики ЕС и США в отношении Беларуси

- Если вы посмотрите на суть наших взаимоотношений, мы находимся в тесном взаимодействии с Евросоюзом, и во главу угла ставится именно ситуация с правами человека в Беларуси. И США, и ЕС ввели санкции в отношении Беларуси по одинаковым причинам. И мы, и Евросоюз пересмотрели свои санкции в 2008-2009 годах, когда наблюдалось улучшение в этой сфере. Но совсем недавно, когда США и ЕС вновь пересматривали политику санкций, обе стороны с сожалением признали, что дальнейших улучшений не наблюдается и ситуация остается неизменной. Поэтому, по сути, обе наши стороны в своей политике исходят из одних и тех же принципов, придерживаясь при этом тех ценностей и аспектов, которые считают наиболее важными. В этом подходе у нас очень мало различий, и, я думаю, так будет и дальше.


О деятельности посольства США

- Основная роль нашего посольства заключается в передаче информации об экономической и политической ситуации, о жизни общества, а также программами поддержки. Это стало приоритетом и сделало возможным осуществление таких программ, как MBA, поддержка малого и среднего частного бизнеса, неправительственных организаций. Это очень важно, и мы будем стремиться к расширению деятельности в этих сферах, если белорусское правительство позволит для проведения этих программ присутствовать здесь большему количеству людей. Третье приоритетное направление - увеличение количества программ культурного и образовательного обмена. Совместно с Национальной библиотекой мы начали поиск сфер, где могли бы работать вместе, включая сотрудничество с библиотеками по всей стране. Мы ищем возможности обеспечить доступ к информации, будь то культура или английский язык, возможности обмена книгами между Национальной библиотекой Беларуси и Библиотекой Конгресса США. Мы также рассматриваем возможности расширения программ образовательного обмена, так как уверены, что обмен опытом и впечатлениями открывает новые возможности для людей. Этой осенью впервые за долгое время американский профессор приезжает преподавать в белорусском университете. Мы надеемся, что таких возможностей будет больше. К этим трем аспектам можно добавить еще один - предоставление услуг американцам за рубежом. И пока в посольстве будет работать только пять человек, это те четыре направления, которыми мы будем заниматься.

- Мы делаем немало, но могли бы делать намного больше, и не только в этих сферах, но и, скажем, в борьбе с международной преступностью – в сотрудничестве в этой области, мне кажется, заинтересованы все мы; в борьбе с киберпреступностью, торговлей людьми, отмыванием денег и так далее. Для общества очень важно, чтобы усилия в этой борьбе предпринимались скоординировано по всему миру, будь то обеспечение большей прозрачности в сфере безопасности, визиты военных делегаций или организация совместных школ и семинаров. Такая прозрачность чрезвычайно важна и в организации образовательных и культурных обменов, создании возможностей для коммерческой деятельности с обеих сторон – все это находится вне поля действия санкций, все это вполне реально и требует лишь большего числа сотрудников в посольстве. Будущее покажет, как сложится ситуация, но пока я вновь вынужден говорить об упущенных возможностях.


О визах

- К сожалению, я не могу сказать, что есть возможность упростить этот процесс. Нам очень жаль, что белорусам приходится обращаться за визами за пределами страны. B то же время у нас есть стандартные требования по выдаче виз, которые мы должны выполнять. Это касается не только Беларуси, но и всех стран мира, где есть американское посольство. Но во всех остальных странах у нас нормальное представительство, а здесь - нет. Это проблема, разрешение которой не зависит от нас. Мы были бы рады возможности иметь достаточное количество дипломатических сотрудников и проводить визовые интервью здесь. Мы заинтересованы в этом, так как данная ситуация усложняет и нашу работу, и создает дополнительную нагрузку на другие посольства. Мы сделали все возможное, чтобы предоставить наиболее подробную информацию в интернете. Подавать документы на визу можно в любом американском посольстве, но если человек не владеет английским языком, лучше это делать в русскоговорящей стране. Так будет проще и во время интервью с сотрудником визового отдела, и для рассмотрения предоставленных документов, и для обсуждения планируемой поездки. Зарегистрироваться можно по интернету, что упрощает заполнение анкеты. Назначается определенная дата интервью, что позволит планировать время и, надеемся, свести к минимуму расходы. Большего мы, к сожалению, сделать не можем. Но если ваше правительство передумает, и у нас будет достаточное количество сотрудников здесь, белорусы смогут обращаться за визами в Минске.

- Решение принимается в день обращения, и в конце интервью вы узнаете, выдадут визу или нет. Мы также, если Вы того желаете, выдаем визу на максимально возможный срок с многоразовым въездом. Стоимость визы в таком случае определяется на основе принципа взаимности. Что касается времени обработки заявлений, по всему миру у нас такое большое количество обращений, что стоимость этой процедуры потребовала введения дополнительного процесса по доставке паспортов консульскому сотруднику и обратно заявителю, что занимает еще несколько дней. Это в очередной раз подчеркивает необходимость возвращения к выдаче виз в нормальном режиме, но я уже говорил, что для этого потребуется.

- У нас есть программы для разных групп, таких как представители бизнеса, сферы образования, библиотекари, которых мы отправляем в США, чтобы они могли увидеть эти возможности и обменяться опытом. Что касается виз, каждый может подать заявку, на основании которой принимается решение, может ли человек получить визу. Хотелось бы, чтобы это происходило в Минске. По нашему визовому законодательству каждый человек рассматривается как потенциальный иммигрант. Если мы убеждаемся в обратном, виза выдается. Свободное передвижение очень важно, так как открывает людям глаза на разнообразие мнений в современном мире, который становится все более тесен.


О наблюдении за выборами в Беларуси

- Мы будем передавать в Вашингтон о наших наблюдениях, но наша роль, наш мандат для пяти человек не заключается в мониторинге выборов. Главную роль играет белорусское правительство, которое должно обеспечить свободный, открытый и прозрачный избирательный процесс. По общему мнению, легитимность избирательного процесса обеспечит легитимность победителя. Соединенные Штаты не поддерживают какого-либо кандидата, а обращают внимание на процесс. Если выборы свободные, прозрачные и открытые, они отражают взгляды белорусского народа. Весной 2009 года мы приветствовали начало диалога между ЦИК и БДИПЧ ОБСЕ по реформе избирательного законодательства. К сожалению, он не был продолжен. Некоторые важные изменения могли и должны были бы быть внесены. Одним из таких предложенных ЦИК изменений было предоставление местным и международным наблюдателям возможности находиться рядом со столом, за которым подсчитывают голоса. В настоящее время это невозможно, хотя изначально такое предложение было внесено ЦИК, но впоследствии отозвано. Очень важно, чтобы урны были прозрачными. Пять дней досрочного голосования - это необычная практика для этого региона. Важно, чтобы процесс выборов был честным и прозрачным, когда у людей есть возможность вести предвыборную борьбу и иметь своих представителей в избирательных комиссиях. В этом заинтересованы все, так как это обеспечивает признание выборов как в стране, так и за ее пределами. Самым лучшим для белорусского правительства было бы внесение изменений, позволяющих участие в выборах, распространение своих информационных материалов, иметь равный доступ к средствам массовой информации, рассказать о своей точке зрения. Это дало бы людям возможность принимать информированные решения о том, какой кандидат лучше представляет их интересы и чья политика их больше всего устраивает. В интересах правительства также было бы приглашение наблюдателей ОБСЕ для проведения долгосрочного наблюдения за всем процессом проведения выборов.

Легитимность избирательного процесса делает легитимной победу на таких выборах независимо от того, кто победил. Это в интересах и белорусского правительства, и белорусского народа как в стране, так и за рубежом.


О свободе слова и регулировании интернета

- Свобода слова предполагает возможность высказать свое мнение в любое время любым способом. К сожалению, этого здесь нет. Если говорить о независимых СМИ, они ограничены в своем доступе к государственной системе распространения, будь то через киоск или подписку. Это означает ограничение свободы слова. Статья 193.1, предусматривающая уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации, не позволяет людям открыто выражать свое мнение. Новый закон об интернете должен вызывать обеспокоенность у белорусов, так как интернет для каждого человека должен быть средством поиска нужной ему информации. Это также относится к свободе слова.

- С нашей точки зрения, это (указ №60 о регулировании интернета - udf.by) шаг в неверном направлении. Правительство США неоднократно заявляло о важности открытого интернета. Госсекретарь Клинтон несколько месяцев назад сделала заявление на эту тему. На нашей веб-страничке minsk.usembassy.gov можно найти текст ее выступления. Самое главное в свободе слова - это возможность быть конкурентоспособным в 21 веке, веке информации. Будь то гражданин, компания или страна, жизненно важно иметь беспрепятственный доступ к информации. Если этого нет, снижается ваша конкурентоспособность в мире, будь то в работе, развлечении, или любой другой сфере жизни. Интернет - это реалия 21 века, а указ ограничивает доступ к информации и не позволяет использовать интернет как ресурс.

- ...в ваших интернет-кафе нужно предоставлять удостоверение личности. Когда я прихожу в США в библиотеку, я сажусь и захожу в интернет. Если учреждение хочет ограничить доступ к определенному сайту, оно это делает. Но удостоверение личности не требуется.

- Что касается выхода в интернет из дома, должен быть открытый и беспрепятственный доступ ко всем сайтам. Я уже не говорю о требовании пользоваться услугами белорусских провайдеров для размещения белорусских сайтов.


О санкциях в отношении Беларуси

- Это делается для того, чтобы подчеркнуть нашу принципиальную позицию по вопросам, которые мы считаем важными. В Беларуси – это проблема прав человека. И в этом случае мы своими действиями демонстрируем, в чем состоят наши убеждения и ценности, в чем состоит наша обеспокоенность.

- Перемены в Беларуси - это тот вопрос, который должен волновать белорусское правительство и белорусский народ. На нас лежит ответственность придерживаться нашей точки зрения, которая отражается в наших действиях. Как я уже говорил, мы придерживаемся политики "дорожных знаков". Беларусь самостоятельно принимает решение, каким путем идти. Мы всего лишь хотим, чтобы наши действия были ясными и прозрачными. Мы надеемся, что решение, принятое белорусским правительством, будет отражать пожелания и выбор белорусов. Это предполагает проведение свободных, открытых и прозрачных выборов. Данное решение должны принимать белорусское правительство и белорусский народ, а наша политика и заявления останутся неизменными. Мы продолжим программы поддержки, программы обмена, так как уверены, что это дает возможность поделиться опытом и примерами, которые работают и у нас, и у других. В некоторых случаях, как я уже упоминал, белорусское правительство позволило работать таким программам. Будем надеяться, что их пример позволит двигаться дальше, если правительство поймет, что свободное проявление таланта и способностей белорусов в сфере частного бизнеса, в деятельности неправительственных организаций, политических партий или гражданских организаций, СМИ или коммерческих сайтов будет на благо общества и правительства. Дать людям возможность участвовать в процессе принятия решений - это наилучший способ достигнуть благосостояния и прогресса. Ни одно правительство не способно самостоятельно решать все проблемы. Только при участии всех сегментов общества можно добиться максимального результата.


О своей жизни в Беларуси

- Живя в Беларуси, я смог больше времени уделить знакомству с историей Беларуси. Путешествуя по различным городам, во время встреч, посещая места проведения программ поддержки или просто знакомясь с разными частями страны, я был впечатлен количеством больших и маленьких городов, которые обладали Магдебургским правом. История этих городов - это действительно европейская история, с самоуправлением, религиозной толерантностью, торговлей. Многие политические и экономические реформы, о которых мы говорим сейчас, уже имели место в вашей истории. Это часть вашей культуры, вашего прошлого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эти традиции легко станут частью будущего. Все это впечатляет.

- ...я уже достаточно хорошо понимаю белорусский язык. Но самое сложное - это найти время. Когда я работал в других посольствах, которые были гораздо больше, у меня было больше времени заниматься такими вещами. Во время работы на Балканах я выучил местные языки. Я также говорю по-русски, потому что у меня было время на изучение этого языка. К сожалению, в Беларуси у нас всего пять сотрудников и очень ограниченное количество времени. Есть цель перейти от понимания белорусского к разговору на белорусском, но многое зависит от развития ситуации с составом посольства.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров