Фамилии кандидатов можно узнать только из российских СМИ

"Белорусский партизан"

Рассказывая о ходе избирательной кампании, Белорусское телевидение еще ни разу не назвало фамилии тех, кто баллотируется на высший пост в стране. Все они, кроме, разумеется, Александра Лукашенко, упоминаются как некая общая людская масса претендентов. Поэтому посмотреть на тех, кто противостоит действующему президенту, можно только на российских телеканалах.

Вот, к примеру, какой сюжет о выборах был накануне показан по телеканалу НТВ:

"В Беларуси набирает обороты президентская предвыборная кампания. Инициативные группы начали сбор подписей в поддержку кандидатов. Таковых 17 человек. Фамилия Александра Лукашенко в этом списке выглядит предсказуемо, но есть и весьма неожиданные фигуры.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный сообщает из Минска.

Сборщик подписей Александр признает: это в чем-то сродни продаже товара. И "клиентов" надо зазвать.

Сборщик подписей: "Сбор подписей за кандидата Андрея Санникова! Не хотите подписаться?"

А потом своего кандидата грамотно и аккуратно избирателю "подать", ведь во время сбора подписей о кандидате можно только рассказывать, но не агитировать за него.

- А, так он замминистра? Значит коррумпированный…

- Нет, он подал в отставку еще в 96-м году в знак протеста против итогов референдума.

- Так он за белых или за красных?

- То есть вы вот так разделяете?

Андрей Санников, лидер гражданской кампании "Европейская Беларусь": "В условиях нынешней ситуации в Беларуси 100 тысяч подписей - это очень много. К тому же, дается мало времени. Но я уверен, что моя команда способна собрать столько".

Просить избирательные автографы у граждан можно где угодно: на улице, в квартирах, и вот впервые это разрешили делать в подземных переходах. Аргументация такова: осень, плохая погода, подписные листы и паспорта граждан могут намокнуть.

100 тысяч подписей в стране с семью миллионами избирателей, казалось бы, много. Но по местному закону каждый может подписаться за неограниченное число кандидатов, хоть за каждого из 17 по очереди, но не больше одного раза за каждого.

Местный житель: «Я буду за всех расписываться, за 15 человек! Только за Лукашенко и Гайдукевича не буду. Остальные нехай выбираются!»

Ярослав Романчук, заместитель председатель Объединенной Гражданской Партии Беларуси: "Я думаю, в окончательных списках останется пять кандидатов, включая Лукашенко. От демократических сил, считаю, только двум-трем под силу собрать 100 тысяч подписей".

Список из 17 кандидатов в кандидаты помимо идущего на четвертый срок Александра Лукашенко пестрит и ожидаемыми, и явно сиюминутными кандидатурами. Помимо оппозиционных лидеров Санникова и Некляева здесь шесть политиков второй оппозиционной волны, а также юрисконсульт, безработный, директор частного предприятия, представитель ассоциации малого и среднего бизнеса, пенсионер, физик-ядерщик, индивидуальный предприниматель и работник плодоовощного комбината. По оценкам экспертов, реальных кандидатур в избирательный бюллетень не более четырех-пяти.

Владимир Некляев, лидер гражданской "Говори правду!": "Выборы будут очень жесткими, потому что для самого Лукашенко ситуация сейчас или-или. Он бы, конечно, и расстался с властью, и все бы у него в будущем было хорошо, но он влюблен в нее, как человек страстный".

В первый день подписной кампании на улицах Минска никак себя не проявили пикеты в поддержку Александра Лукашенко. Но и на прошлых выборах они не отличались активностью. Действующий президент, безусловно, знает, что свои 100 тысяч он не упустит, а потому пока не думает о подписях свысока, а говорит о выборах в стратегическом ключе.

Александр Лукашенко: "Ключи от выборов в Беларуси находятся сегодня у вас, избирателей, в кармане, даже не у меня. Мое дело - обеспечить абсолютно прозрачные и честные выборы. И дело не в том, признают выборы или нет".

Пока же граждане начали признавать кандидатов. А у них на то, чтобы признаться, есть 30 календарных дней".


Начать хотелось бы с цитаты. В одном из белорусских интернет-сообществ кто-то из ваших сторонников написал: "Формальные "выборы" только тогда станут в Беларуси реальными выборами с непредсказуемым финалом и конфликтным течением самого процесса, когда в них примет участие действительно мощный, ресурсный, альтернативный кандидат". Считаете ли вы себя мощным альтернативным кандидатом?

- Безусловно, я считаю себя мощным и ресурсным кандидатом, потому что главный ресурс, которым мы обладаем, это, конечно, люди, идеи и программа, которая у нас есть. Бывает, что и 10 миллионов долларов не хватит, чтобы раскрутить человека, который вообще "неизбираем". А бывают ситуации, когда ты настолько хорошо "попадаешь" в ожидания и надежды людей, в их ценности, что они поддерживают и голосуют за тебя вне зависимости от того, сколько ты ресурсов имеешь, какое количество интервью даешь в покупаемых средствах массовой информации. Поэтому я считаю, что ресурс у нас очень хороший, "кредитная история" у нас солидная, и у нас есть все шансы добиться политических перемен уже в этом году.

- В одном из интервью писательница Светлана Алексиевич сказала: "Из всех потенциальных претендентов мне нравится экономист Ярослав Романчук. Время дилетантов в политике прошло. Мне кажется, у Романчука есть программа, а у остальных - любовь к Родине". Сможете ли вы коротко сформулировать свою программу для человека, ничего не смыслящего в экономике?

- Программа очень проста и понятна. Первый тезис – большое общество в небольшом государстве. То есть решения в стране должны приниматься людьми, и непосредственно там, где они живут.

Второй тезис – это честное правительство. Чиновники должны четко отчитываться по тем деньгам, которые они тратят. Главными производителями в стране должны быть предприниматели, малый бизнес, а не государственные монополии.

Рабочие места – это главный тезис моей программы, как способ решить не только экономические проблемы, но и социальные. Будут рабочие места – будут деньги в бюджете, будут пенсии. И, наконец, концепция "открытая страна". Это страна, которая дружит со всеми соседями, имеет партнерские отношения с Россией, Украиной, Европейским Союзом. Это страна, которая не стоит в "позе", не находится в самоизоляции, не ведет торговые войны.

- Таким образом, ваша предвыборная программа включает в себя поддержку занятости трудоспособного населения, создание благоприятного делового и инвестиционного климата, развитие финансовой системы и ряд других важных направлений развития страны. А деньги на реализацию этих планов, в случае своей победы на выборах, где возьмете?

- В моей программе четко указаны источники денег. Первый источник – это легализация капитала. В Беларуси, согласно оценке Всемирного банка, 53% капитала находятся в тени. Это порядка 25 млрд долларов. Даже если одна третья часть этих денег выйдет из тени, это будет 8-10 млрд долларов.

Кроме того, пройдет реформа делового климата. А это – и сокращение издержек, и выполнение требований законодательства, которые составят около 4-5 млрд долларов. Приватизация и привлечение в страну инвестиций – это еще по 2-3 млрд. долларов в год. В результате всего этого и будет создана хорошая финансовая основа для того, чтобы создать новые рабочие места.

- Каков усредненный социальный портрет избирателя, отдавшего голос за вас?

- Об этом еще трудно говорить, сегодня лишь первый день (сбора подписей в поддержку претендентов в кандидаты на пост президента Беларуси - ИФ). Но, судя по первой половине дня, я считаю, что это совершенно разные люди. Но у них есть одно общее качество. Это люди, которым надоело то, что есть сегодня. Они хотят нового. Мы попали в точку с национальной белорусской идеей: "Создаем новое, сохраняя лучшее". Люди, которые подписываются в мою поддержку, подпадают под эту категорию.

- Предположим, что вы проиграли в предвыборной гонке. Чем, на ваш взгляд, после выборов может обернуться экономическая политика действующего правительства для белорусского обывателя?

- В новом году очень неприятным сюрпризом для всех станут высокие цены и инфляция. Я думаю, при существующих темпах роста денежной массы и административном повышении заработных плат, неминуемым будет повышение инфляции до 20-30% в год, гарантирован обвал курса на 20-30%, потому что денег в золотовалютных резервах просто нет. Правительство вынуждено будет заморозить цены и заработные платы. Будет целый ряд негативных моментов, которые в нашей стране наблюдались уже много раз. К сожалению, правительство не извлекло никаких уроков из этого негатива и опять наступает на те же грабли.

- А каковы будут масштабы девальвации белорусского рубля после президентских выборов, при условии победы на них нынешнего президента?

- Это зависит от того, кто и сколько даст кредитов, какова будет цена на калийные удобрения, по какой цене мы будем покупать у России газ и нефть. При самом негативном сценарии, в 2011 году девальвация может достигнуть 50%. Если же Китай даст кредит, если Уго Чавес поможет, а Россия предложит более мягкий вариант вхождения в рынок, девальвация составит 15-20%, но она неизбежна.

- Рассмотрим другой сценарий: вы побеждаете на выборах. С каких субъектов хозяйствования вы начнете приватизацию? В какую сумму оцениваете потенциал приватизации наиболее привлекательных белорусских активов и какие из них, на ваш взгляд, целесообразно продать в первую очередь?

- Есть два способа продажи предприятий. Первый – это массовая малая приватизация. Она предполагает, что те компании и предприниматели, которые арендуют помещения у госпредприятий и коммунальных хозяйств, получат право выкупать их по остаточной стоимости. Это сразу создаст рынок, насчитывающий сотни тысяч объектов. Кроме того, есть закон о приватизации, который предполагает продажу небольших предприятий, на которых работают по 150-200 человек, белорусским юридическим и физическим лицам. И, наконец, продажа стратегических предприятий будет проходить по индивидуальному графику, с участием международных экспертов, но по одинаковым правилам. То есть, не будет дискриминации по стране происхождения капитала, и тем более не будет кулуарной приватизации, которая наблюдается сегодня.

- В какую сумму вы оцениваете потенциал приватизации флагманских предприятий?

- Если отнести к флагманам "Белтопгаз", "Белтелеком", "Беларусбанк", энергосистемы, водоканалы, БМЗ, НПЗ, конечно же, порядка 15-20 млрд долларов можно выручить.

- Какие из крупных предприятий, на ваш взгляд, целесообразно продать в первую очередь?

- В первую очередь целесообразно продавать НПЗ, на базе нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных компаний целесообразно создать международные холдинги с участием российского, европейского и белорусского капитала. Конечно же, нужно демонополизировать энергетический сектор и железную дорогу. Но речь идет не о том, чтобы все кому-то в одни руки, а о том, чтобы привлечь инвесторов, создать прозрачные, понятные правила управления компаниями и за счет этого двигаться вперед.

- В случае вашей победы, планируете ли вы привлечь в правительство и экономику Белоруссии иностранных топ-менеджеров, и на какие должности?

- Безусловно. У меня уже сейчас формируется клуб советников моего штаба. Туда входят очень известные экономисты, люди с огромным стажем. Среди них – Андрей Илларионов (известный российский экономист), Марк Ларр (советник президента Грузии по экономическим вопросам, ранее занимавший пост премьер-министра Эстонии), Лешек Бальцерович (организатор польских экономических реформ, один из вдохновителей "шоковой терапии" - ИФ) и бывший премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда. Вот эти люди готовы подключиться к реформам в той роли, которую определит новое правительство.

- Какие зарплаты, по вашему мнению, должны получать члены правительства и президент?

- Для президента, я думаю, зарплата должна быть не больше 5 тыс. долларов в месяц, при этом он все должен покупать сам. Я имею ввиду питание и проживание. Министры тоже должны получать высокую заработную плату, плюс социальный пакет, который должен быть завязан на качество работы. Если он качественно работает в течение продолжительного времени, если нет у него схем с коррупцией и нарушений действующего законодательства. В противном случае, естественно, социальный пакет убирается.

- Предполагаете ли вы проведение реформы органов госуправления? Какие министерства целесообразно оставить, а какие - ликвидировать? Надо ли сокращать чиновников и, если, да, то насколько?

- Еще в 2004 году мы предложили правительству нашей страны административную реформу, которая предполагает сокращение количества министерств с 25 до 8. Останутся те министерства, которые отвечают за фундаментальные, важные вещи, связанные с обеспечением безопасности, жизнеспособности страны, за управление собственностью. Это, безусловно, МВД, министерство иностранных дел. Кроме того, будут сформированы 15 комитетов и агентств, которые будут заниматься реформированием отраслей (хозяйства и промышленности - ИФ). Они не будут владеть и распоряжаться активами, потому что этим, от имени и по поручению государства, будет заниматься министерство по управлению госимуществом. Будет устранено дублирование функций. Например, администрация президента будет превращена в технический орган, а не в управляющий. Будет упразднено дублирование спецслужб, которого сегодня тоже очень много. Беларусь выиграет от того, что будет ликвидирован комитет по ценам, будет ликвидирован комитет торговли, которые являются источником головной боли для сотен тысяч предпринимателей и, соответственно, людей.

- Если не ошибаюсь, недавно вы заявили о необходимости внесения изменений в Конституцию и ограничений полномочий президента. Это говорит о том, что вы ратуете за возврат к парламентской форме правления в стране?

- Нет, не говорит. Просто нужен баланс ветвей власти. Безусловно, нужно ограничение срока президентских полномочий до 2-х лет. Это – не переход к парламентскому правлению, а возвращение парламенту присущих ему функций. Он должен перестать быть секретариатом по законодательным вопросам при администрации президента. У нас подготовлен проект конституции, он утвержден всеми демократическими силами. В течение года после моего избрания президентом я вынесу его на референдум. Этот позволит достигнуть необходимого баланса, который, на мой взгляд, позволит Беларуси быстрее двигаться вперед.

- Беларусь при Романчуке: Запад или Восток – где наша страна должна искать свое счастье?

- При Романчуке Республика Беларусь будет для белорусов, при дружеских и партнерских отношениях как с Востоком, так и с Западом. Один из тезисов моей программы – "Открытая страна". Это государство, которое дружит и торгует с россиянами, с которыми у нас общие культурные корни, общее информационное пространство и родственные связи. Но это и Европа. Мы ведь живем в центре Европы, мы – европейцы. Безусловно, мы будем использовать огромный нереализованный потенциал связей с Украиной, на Западе будем ориентироваться на Канаду, потому что это тоже важная страна западного полушария, и она может быть локомотивом нашей модернизации и обновления.

- Если вас не зарегистрируют кандидатом, вы готовы работать на другого кандидата от оппозиции? Реально ли все-таки выдвижение единого кандидата?

- Сейчас выдвижение единого (кандидата - ИФ) маловероятно, но после того, как пройдет регистрация, естественно, будут переговоры. Я готов к тому, чтобы вести переговоры. В случае отказа в регистрации буду работать для того, чтобы моя страна стала обновленной, современной и демократической.

Начать хотелось бы с цитаты. В одном из белорусских интернет-сообществ кто-то из ваших сторонников написал: "Формальные "выборы" только тогда станут в Беларуси реальными выборами с непредсказуемым финалом и конфликтным течением самого процесса, когда в них примет участие действительно мощный, ресурсный, альтернативный кандидат". Считаете ли вы себя мощным альтернативным кандидатом?

- Безусловно, я считаю себя мощным и ресурсным кандидатом, потому что главный ресурс, которым мы обладаем, это, конечно, люди, идеи и программа, которая у нас есть. Бывает, что и 10 миллионов долларов не хватит, чтобы раскрутить человека, который вообще "неизбираем". А бывают ситуации, когда ты настолько хорошо "попадаешь" в ожидания и надежды людей, в их ценности, что они поддерживают и голосуют за тебя вне зависимости от того, сколько ты ресурсов имеешь, какое количество интервью даешь в покупаемых средствах массовой информации. Поэтому я считаю, что ресурс у нас очень хороший, "кредитная история" у нас солидная, и у нас есть все шансы добиться политических перемен уже в этом году.

- В одном из интервью писательница Светлана Алексиевич сказала: "Из всех потенциальных претендентов мне нравится экономист Ярослав Романчук. Время дилетантов в политике прошло. Мне кажется, у Романчука есть программа, а у остальных - любовь к Родине". Сможете ли вы коротко сформулировать свою программу для человека, ничего не смыслящего в экономике?

- Программа очень проста и понятна. Первый тезис – большое общество в небольшом государстве. То есть решения в стране должны приниматься людьми, и непосредственно там, где они живут.

Второй тезис – это честное правительство. Чиновники должны четко отчитываться по тем деньгам, которые они тратят. Главными производителями в стране должны быть предприниматели, малый бизнес, а не государственные монополии.

Рабочие места – это главный тезис моей программы, как способ решить не только экономические проблемы, но и социальные. Будут рабочие места – будут деньги в бюджете, будут пенсии. И, наконец, концепция "открытая страна". Это страна, которая дружит со всеми соседями, имеет партнерские отношения с Россией, Украиной, Европейским Союзом. Это страна, которая не стоит в "позе", не находится в самоизоляции, не ведет торговые войны.

- Таким образом, ваша предвыборная программа включает в себя поддержку занятости трудоспособного населения, создание благоприятного делового и инвестиционного климата, развитие финансовой системы и ряд других важных направлений развития страны. А деньги на реализацию этих планов, в случае своей победы на выборах, где возьмете?

- В моей программе четко указаны источники денег. Первый источник – это легализация капитала. В Беларуси, согласно оценке Всемирного банка, 53% капитала находятся в тени. Это порядка 25 млрд долларов. Даже если одна третья часть этих денег выйдет из тени, это будет 8-10 млрд долларов.

Кроме того, пройдет реформа делового климата. А это – и сокращение издержек, и выполнение требований законодательства, которые составят около 4-5 млрд долларов. Приватизация и привлечение в страну инвестиций – это еще по 2-3 млрд. долларов в год. В результате всего этого и будет создана хорошая финансовая основа для того, чтобы создать новые рабочие места.

- Каков усредненный социальный портрет избирателя, отдавшего голос за вас?

- Об этом еще трудно говорить, сегодня лишь первый день (сбора подписей в поддержку претендентов в кандидаты на пост президента Беларуси - ИФ). Но, судя по первой половине дня, я считаю, что это совершенно разные люди. Но у них есть одно общее качество. Это люди, которым надоело то, что есть сегодня. Они хотят нового. Мы попали в точку с национальной белорусской идеей: "Создаем новое, сохраняя лучшее". Люди, которые подписываются в мою поддержку, подпадают под эту категорию.

- Предположим, что вы проиграли в предвыборной гонке. Чем, на ваш взгляд, после выборов может обернуться экономическая политика действующего правительства для белорусского обывателя?

- В новом году очень неприятным сюрпризом для всех станут высокие цены и инфляция. Я думаю, при существующих темпах роста денежной массы и административном повышении заработных плат, неминуемым будет повышение инфляции до 20-30% в год, гарантирован обвал курса на 20-30%, потому что денег в золотовалютных резервах просто нет. Правительство вынуждено будет заморозить цены и заработные платы. Будет целый ряд негативных моментов, которые в нашей стране наблюдались уже много раз. К сожалению, правительство не извлекло никаких уроков из этого негатива и опять наступает на те же грабли.

- А каковы будут масштабы девальвации белорусского рубля после президентских выборов, при условии победы на них нынешнего президента?

- Это зависит от того, кто и сколько даст кредитов, какова будет цена на калийные удобрения, по какой цене мы будем покупать у России газ и нефть. При самом негативном сценарии, в 2011 году девальвация может достигнуть 50%. Если же Китай даст кредит, если Уго Чавес поможет, а Россия предложит более мягкий вариант вхождения в рынок, девальвация составит 15-20%, но она неизбежна.

- Рассмотрим другой сценарий: вы побеждаете на выборах. С каких субъектов хозяйствования вы начнете приватизацию? В какую сумму оцениваете потенциал приватизации наиболее привлекательных белорусских активов и какие из них, на ваш взгляд, целесообразно продать в первую очередь?

- Есть два способа продажи предприятий. Первый – это массовая малая приватизация. Она предполагает, что те компании и предприниматели, которые арендуют помещения у госпредприятий и коммунальных хозяйств, получат право выкупать их по остаточной стоимости. Это сразу создаст рынок, насчитывающий сотни тысяч объектов. Кроме того, есть закон о приватизации, который предполагает продажу небольших предприятий, на которых работают по 150-200 человек, белорусским юридическим и физическим лицам. И, наконец, продажа стратегических предприятий будет проходить по индивидуальному графику, с участием международных экспертов, но по одинаковым правилам. То есть, не будет дискриминации по стране происхождения капитала, и тем более не будет кулуарной приватизации, которая наблюдается сегодня.

- В какую сумму вы оцениваете потенциал приватизации флагманских предприятий?

- Если отнести к флагманам "Белтопгаз", "Белтелеком", "Беларусбанк", энергосистемы, водоканалы, БМЗ, НПЗ, конечно же, порядка 15-20 млрд долларов можно выручить.

- Какие из крупных предприятий, на ваш взгляд, целесообразно продать в первую очередь?

- В первую очередь целесообразно продавать НПЗ, на базе нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных компаний целесообразно создать международные холдинги с участием российского, европейского и белорусского капитала. Конечно же, нужно демонополизировать энергетический сектор и железную дорогу. Но речь идет не о том, чтобы все кому-то в одни руки, а о том, чтобы привлечь инвесторов, создать прозрачные, понятные правила управления компаниями и за счет этого двигаться вперед.

- В случае вашей победы, планируете ли вы привлечь в правительство и экономику Белоруссии иностранных топ-менеджеров, и на какие должности?

- Безусловно. У меня уже сейчас формируется клуб советников моего штаба. Туда входят очень известные экономисты, люди с огромным стажем. Среди них – Андрей Илларионов (известный российский экономист), Марк Ларр (советник президента Грузии по экономическим вопросам, ранее занимавший пост премьер-министра Эстонии), Лешек Бальцерович (организатор польских экономических реформ, один из вдохновителей "шоковой терапии" - ИФ) и бывший премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда. Вот эти люди готовы подключиться к реформам в той роли, которую определит новое правительство.

- Какие зарплаты, по вашему мнению, должны получать члены правительства и президент?

- Для президента, я думаю, зарплата должна быть не больше 5 тыс. долларов в месяц, при этом он все должен покупать сам. Я имею ввиду питание и проживание. Министры тоже должны получать высокую заработную плату, плюс социальный пакет, который должен быть завязан на качество работы. Если он качественно работает в течение продолжительного времени, если нет у него схем с коррупцией и нарушений действующего законодательства. В противном случае, естественно, социальный пакет убирается.

- Предполагаете ли вы проведение реформы органов госуправления? Какие министерства целесообразно оставить, а какие - ликвидировать? Надо ли сокращать чиновников и, если, да, то насколько?

- Еще в 2004 году мы предложили правительству нашей страны административную реформу, которая предполагает сокращение количества министерств с 25 до 8. Останутся те министерства, которые отвечают за фундаментальные, важные вещи, связанные с обеспечением безопасности, жизнеспособности страны, за управление собственностью. Это, безусловно, МВД, министерство иностранных дел. Кроме того, будут сформированы 15 комитетов и агентств, которые будут заниматься реформированием отраслей (хозяйства и промышленности - ИФ). Они не будут владеть и распоряжаться активами, потому что этим, от имени и по поручению государства, будет заниматься министерство по управлению госимуществом. Будет устранено дублирование функций. Например, администрация президента будет превращена в технический орган, а не в управляющий. Будет упразднено дублирование спецслужб, которого сегодня тоже очень много. Беларусь выиграет от того, что будет ликвидирован комитет по ценам, будет ликвидирован комитет торговли, которые являются источником головной боли для сотен тысяч предпринимателей и, соответственно, людей.

- Если не ошибаюсь, недавно вы заявили о необходимости внесения изменений в Конституцию и ограничений полномочий президента. Это говорит о том, что вы ратуете за возврат к парламентской форме правления в стране?

- Нет, не говорит. Просто нужен баланс ветвей власти. Безусловно, нужно ограничение срока президентских полномочий до 2-х лет. Это – не переход к парламентскому правлению, а возвращение парламенту присущих ему функций. Он должен перестать быть секретариатом по законодательным вопросам при администрации президента. У нас подготовлен проект конституции, он утвержден всеми демократическими силами. В течение года после моего избрания президентом я вынесу его на референдум. Этот позволит достигнуть необходимого баланса, который, на мой взгляд, позволит Беларуси быстрее двигаться вперед.

- Беларусь при Романчуке: Запад или Восток – где наша страна должна искать свое счастье?

- При Романчуке Республика Беларусь будет для белорусов, при дружеских и партнерских отношениях как с Востоком, так и с Западом. Один из тезисов моей программы – "Открытая страна". Это государство, которое дружит и торгует с россиянами, с которыми у нас общие культурные корни, общее информационное пространство и родственные связи. Но это и Европа. Мы ведь живем в центре Европы, мы – европейцы. Безусловно, мы будем использовать огромный нереализованный потенциал связей с Украиной, на Западе будем ориентироваться на Канаду, потому что это тоже важная страна западного полушария, и она может быть локомотивом нашей модернизации и обновления.

- Если вас не зарегистрируют кандидатом, вы готовы работать на другого кандидата от оппозиции? Реально ли все-таки выдвижение единого кандидата?

- Сейчас выдвижение единого (кандидата - ИФ) маловероятно, но после того, как пройдет регистрация, естественно, будут переговоры. Я готов к тому, чтобы вести переговоры. В случае отказа в регистрации буду работать для того, чтобы моя страна стала обновленной, современной и демократической.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров