Что делают претенденты, чтобы завлечь электорат - фото

"Ежедневник"

Этап сбора подписей за выдвижение кандидатов в президенты выходит на финишную прямую. Чем пытаются покорить претенденты умы электората?

Корреспондент "Ежедневника" попытался проанализировать, на что делают ставку штабы потенциальных претендентов на президентский пост.

Александр Лукашенко

Что делают претенденты, чтобы завлечь электорат - фото

Действующий президент, похоже, никакой видимой активности для продвижения себя не предпринимает: не устраивает концертов, не посещает пикетов. Вместо этого он занимается привычными делами: принимает гостей, совершает визиты, подписывать указы и т.д. При этом он всячески подчеркивает, что PR ему не нужен. Более того, он даже предложил Александру Радькову, руководителю своей инициативной группы, прекратить сбор подписей за выдвижение себя кандидатом на пост президента уже после недели сбора. Радьков, правда, предложение проигнорировал. У народа же Лукашенко попросил активнее подписываться за оппозиционных кандидатов: дескать, будьте к ним снисходительнее. Правда, такой шаг является не чем иным, как элементом PR. В этой связи никого не удивит отказ Лукашенко участвовать в теледебатах. По традиции, самым сильным PR-ходом действующего президента станет четвертое Всебелорусское народное собрание, которое пройдет в Минске 6–7 декабря, незадолго до самих выборов. Выступить перед 2,5 тыс. делегатов от народа, да еще по всем каналам страны, все же перспективнее, нежели посетить миллионы пикетов.

Зато активность проявляет БРСМ, организация, всегда поддерживавшая политику действующего президента. И хоть в прямом смысле слова агитацией это назвать нельзя, но мероприятие с недвусмысленным названием "Сделай правильный выбор", цель которого, по заявлению первого секретаря ЦК БРСМ Игоря Бузовского, сориентировать молодых людей на правильный выбор, говорит само за себя.

Владимир Некляев

Что делают претенденты, чтобы завлечь электорат - фото

А вот среди оппозиционных кандидатов наиболее активным является поэт Владимир Некляев. Фактически президентская кампания для него началась одновременно с появлением кампании "Говори правду!". Пусть изначально сам Некляев не подтверждал своих намерений стать президентом (правда, и не отрицал их), но все его встречи с людьми, поездки по регионам, сборы подписей за улицы им. Василя Быкова говорили об обратном. Похоже, Некляев и его команда учли ошибки, которые были допущены его предшественниками во время предыдущих кампаний, когда за визитами в Брюссель и встречами с еврочиновниками работа с собственным населением едва ли не задвигалась на второй план. Поэт-правдоруб активно встречается с народом, живо с ним общается, благо харизма и умение говорить помогают. В принципе, даже сбор подписей, не предполагающий какой-либо агитации, Некляеву удалось превратить в шоу-программу с палатками, песнями того же Дмитрия Войтюшкевича и участием "Мисс Грудь Беларуси-2010" Екатериной Никандровой. Нужно ли говорить о том, что подобные фестивали привлекают внимание людей, а поэтому нет ничего удивительного в том, что Некляев первым после Лукашенко набрал заветные 100 тысяч подписей. Тем интереснее, какие сюрпризы преподнесет штаб Некляева, когда начнется агитация.

Андрей Санников

Что делают претенденты, чтобы завлечь электорат - фото

В действиях координатора гражданской кампании "Европейская Беларусь" можно выделить одну характерную особенность: несмотря на слово "Европейская" в названии кампании, координатором которой является Санников, в последнюю неделю-две его фамилия чаще упоминается в связи с визитами в Москву. Он является постоянным гостем радиостанции "Эхо Москвы", а недавно принял участие в "круглом столе" на тему "Россия–Беларусь: перспективы двусторонних отношений", организованном Дипломатической академией МИД России. Помимо этого, Санников достаточно активно посещает региональные пикеты по сбору подписей в поддержку себя. В этом ему помогают некоторые известные люди: Юрий Ходыко, Алексей Марочкин, Алесь Шатерник, Зинаида Бондаренко. Нельзя не сказать и о том, что, как сообщает популярный оппозиционный сайт Хартия97, Андрей Санников является лидером во всех возможных интернет-голосованиях.

Ярослав Романчук

Что делают претенденты, чтобы завлечь электорат - фото
Кандидат от Объединенной гражданской партии (ОГП) сейчас является едва ли не самым узнаваемым членом ОГП. Во многом этому способствовал мировой финансовый кризис, который докатился до нас в 2008 году. С тех пор Романчук стал самым узнаваемым белорусским экономистом. Что касается его кампании, то именно на экономике и деловом подходе она и базируется. Об этом говорит и список людей, которые помогали собирать подписи за Романчука на одном из пикетов. Среди них были: Станислав Богданкевич (председатель Национального банка РБ в 1991–1995 гг.), Михаил Чигирь (председатель правительства РБ в 1994–1996 гг.), Александр Соснов (министр труда в 1994–1996 гг.), Василий Шлындиков (председатель комиссии по экономической реформе Верховного Совета 13-го созыва, создатель концерна "Амкадор"). Что касается других характерных черт, то Романчук делает ставку на поддержку ЕС. Об этом говорят и его последние встречи с высокопоставленными еврочиновниками, а также то, что он пригласил их в Беларусь на выборы. Что касается возможных перфомансов, то председатель ОГП Анатолий Лебедько рассказал, что кампания является "деловой и серьезной", поэтому "шоу с гармошкой ждать не стоит".

Григорий Костусев, Алесь Михалевич, Николай Статкевич, Виталий Рымашевский

Что делают претенденты, чтобы завлечь электорат - фото

Кампании этих кандидатов весьма похожи: достаточно скромные пикеты, традиционные поездки по регионам, единичные акции, как-то БНФовский мегапикет, когда по обе стороны проспекта Независимости члены инициативной группы Григория Костусева выстроились с бело-красно-белыми флагами. Как рассказал сам Григорий Костусев, сразу после завершения сбора подписей штаб планирует почтить память более ста белорусских писателей, расстрелянных в 30-е годы. Сейчас идет подготовка этого мероприятия.

Единственная разница между внешним видом кампаний в том, что у каждой своя целевая аудитория. Вероятно, такая похожесть вызвана тем, что агитация еще не разрешена. Впрочем, вопрос еще в том, дойдут ли претенденты до этой агитации, ведь сначала нужно еще пройти регистрацию в качестве кандидата на пост президента.

Фото photo.bymedia.net

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров