США предлагают Лукашенко решить математическое уравнение

"Интерфакс-Запад"

Отменят ли США санкции при условии свободных выборов? Поможет ли Америка построить Беларуси АЭС? Почему туристы выбирают Тракай, а не Несвиж? Об этом - интервью агентству "Интерфакс-Запад" Временного Поверенного в делах США Беларуси Майкла Скэнлана.

- Как в США отреагировали на решение Беларуси отказаться от высокообогащенного урана к 2012 году?

- Мы приветствовали и высоко ценим решение Беларуси об отказе от обладания высокообогащенным ураном. Мы поддерживаем процесс замены высокообогащенного урана на низкообогащенный. Низкообогащенный уран более безопасный, экономичный и дешевый. Он не может быть использован для создания ядерного оружия и не представляет интереса для террористов.

Низкообогащенный уран дает такую же эффективность работы реактора, как и высокообогащенный уран. Но его использование менее затратно, так как не требует создания целых крепостных сооружений, чтобы охранять его от "заинтересованных". Низкообогащенный уран точно так же может использоваться при научных исследованиях и разработке технологий, основанных на ядерных изотопах. В США 20 реакторов уже переведены с высокообогащенного на низкообогащенный уран. Такие страны, как Австралия, Бразилия, Канада, Чили, Дания и многие другие участвуют в этой инициативе.


- В совместном заявлении говорится, что США намерены предоставить техническую и финансовую помощь для скорейшей ликвидации запасов высокообогащенного урана. Уточните, каков объем финансовой помощи предлагается?

- У перехода на низкообогащенный уран две стороны – техническая и финансовая. США готовы взять на себя затраты на осуществление этого перехода. Мы уже оказывали поддержку Беларуси при утилизации отработанного ядерного топлива и выводе запасов высокообогащенного урана. Это продолжение процесса. Мы берем на себя финансовые расходы и техническую помощь с тем, чтобы он был завершен как можно скорее.

- А российские станции, в частности та, которую планируют построить в Беларуси, работают на каком уране?

- Не могу сказать, я не эксперт.

- США поддержали строительство АЭС в Беларуси. Могут ли быть привлечены к этому проекту американские компании?

- Правительство США не занимается бизнесом, им занимаются частные компании. Правительство США поддерживает использование атомной энергии в гражданских целях и усилия Беларуси по скорейшей реализации этого коммерческого проекта, который предполагает проектирование и строительство на конкурентной основе безопасной и защищенной станции, работающей в соответствии с нормами МАГАТЭ.

- Вы не думаете, что это решение Беларуси, принятое накануне президентских выборов, призвано обеспечить лояльность США к избирательной кампании?

- Как было отмечено в Меморандуме о взаимопонимании, озвучено госсекретарем США Хиллари Клинтон и признано белорусской стороной, наша позиция заключается в следующем: прогресс в развитии двусторонних отношениях зависит и будет зависеть от прогресса в сфере прав человека и демократии. Выборы – возможность положить ему начало.

Нужно помнить, что эти заявления (1 декабря – ИФ) были сделаны почти одновременно с продлением (30 ноября – ИФ) статус кво в нашей политике санкций. А санкции (в отношении концерна "Белнефтехим" - ИФ) продлены, потому что, к сожалению, на сегодняшний день прогресса в области прав человека и демократии не наблюдается.


- Есть ли политический и экономический эффект от санкций?

- Введением санкций мы высказали четкую позицию относительно того, на каких принципах строится наша политика в отношении Беларуси. В то же время мы продолжаем поиск областей, в которых могли бы конструктивно взаимодействовать с белорусской стороной. Это та политика, которая заключается во взаимодействии, основанном на принципиальной позиции. Вкратце ее можно охарактеризовать как политику "принципиального взаимодействия".

- Действуют ли санкции США в отношении президента Александра Лукашенко и его окружения?

- Финансовые и визовые санкции остаются в силе. Изменений в них не произошло.

Во время визита в Минск в августе прошлого года помощника госсекретаря Гордона и недавнего визита его заместителя Дэниэла Рассела было заявлено, что мы открыты к взаимодействию, к диалогу. Мы готовы обсуждать, какие шаги нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию с демократией и правами человека, что, в свою очередь, привело бы к улучшению наших двусторонних отношений. Но для взаимодействия нужно ответное желание белорусской стороны в виде конкретных шагов. И в меморандуме Беларусь признала, что улучшение ситуации с демократией и правами человека в Беларуси остается центральной темой в вопросе улучшения двусторонних отношений и является жизненно важной для развития страны и ее граждан.

Но даже в сложившейся ситуации мы готовы к поиску областей конструктивного сотрудничества, например: ядерное нераспространение, борьба с торговлей людьми, построение открытого общества, продвижение образовательных стандартов к общеевропейским.


- Какой Вы видите демократическую Беларусь?

- Заявления о том, что Беларусь - европейское государство, предполагают соответствие европейским нормам демократии. Это означает свободу собраний, свободу выражений, свободу вероисповедания. Исторически в Беларуси были все эти свободы – вспомним Магдебургское право. Таким образом, надо просто возвращать то, что было.

Что касается выборов, есть нормы и стандарты ОБСЕ. Мы с сожалением отмечаем, что в избирательных комиссиях менее 1% представителей оппозиции и независимых неправительственных организаций. Процесс формирования избирательных комиссий не был свободным и прозрачным.

Мы приветствуем то, что кандидатам был предоставлен прямой эфир для обращения к избирателям, хотя продолжительность его была ограничена. К сожалению, доступ к государственным СМИ не был свободным и равным. Когда я смотрю новости, то поражаюсь тому, как можно так долго говорить о выборах, не называя имени ни одного из кандидатов, кроме действующего президента!


Никто не сомневается в способности белорусов принимать взвешенное решение. Но для этого у них должен быть доступ к информации. Мы приветствуем постановление ЦИК, согласно которому наблюдателям должна быть предоставлена реальная возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней. По европейским нормам это значит, что каждый бюллетень демонстрируется и зачитывается всем наблюдателям. Это означает и отдельный подсчет бюллетеней по трем видам голосования: досрочному, голосованию на дому и голосованию в день выборов на участках.

Такие шаги позволят приблизить избирательный процесс в целом к европейским стандартам. Тем более, что ЦИК признала, что у нее есть полномочия давать соответствующие указания территориальным комиссиям.


- Означает ли, что как бы не прошли выборы - пусть все председатели комиссий будут показывать всем наблюдателям каждый бюллетень, пусть все кандидаты будут упоминаться в СМИ в равной степени - отмена санкций не произойдет после выборов?

- Санкции, введенные США, зависят от ситуации с правами человека и демократии. Это математическое уравнение. Если происходит улучшение ситуации с правами человека и демократией, за этим следует смягчение санкций, как это было после освобождения политзаключенных, регистрации движения "За свободу", допуска двух независимых газет к монополизированной государством системе распространения.

Выборы - это часть более широкого контекста вопросов демократии и прав человека. И если будет прогресс с проведением выборов, это будет иметь значение при рассмотрении вопроса о продлении санкций в мае 2011 года.


- До мая никакой надежды?

- Когда мы увидим реальные и существенные изменения, тогда и можно будет вернуться к этому вопросу. В ноябре же этого года мы с сожалением отметили, что за предыдущие 6 месяцев не было улучшения. Это вопрос не к США, а к правительству Беларуси.

- Почему оппозиция, на Ваш взгляд, не имеет широкой поддержки населения? В чем причина слабости гражданского общества в Беларуси?

- Как относиться к политическим партиям и политическим кандидатам – решать белорусскому народу. Кто хороший, кто плохой, кто компетентный, кто нет – белорусы выберут сами, но они должны видеть выбор и иметь беспрепятственный доступ к информации, помогающей его сделать.

Белорусы очень талантливы, очень способны. И система должна позволять их талантам развиваться. Должны быть долгосрочные гарантии свободы, процветания и качества жизни. У белорусов есть способность принимать решения, которые позволят им существовать в условиях демократии и рынка, и они способны за свои решения нести ответственность. У нас в этом сомнений нет. Думаю, что их нет и у других.


- Бывшего посла США в Беларуси Карен Стюарт президент Лукашенко обвинял в поддержке и финансировании оппозиции. Поддерживаете ли Вы отношения с представителями белорусской оппозиции, кандидатами в президенты: финансовые, гуманитарные, человеческие?

- Моя работа предполагает общение с самыми разными людьми: официальными лицами, представителями партий, оппозиции, неправительственных организаций, работниками сферы образования и культуры. У нас нет предпочтений и нет фаворитов. Мы обращаем внимание на сам процесс. Легитимность избирательного процесса приводит к легитимности того, кто в результате этого процесса побеждает. Ответственность за то, чтобы избирательный процесс был легитимным, лежит на правительстве и Центральной избирательной комиссии.

- Беларусь, Россия и Казахстан формируют Таможенный союз, они заявляли о намерение вступить в ВТО единой таможенной территорией. Готовы ли США вести переговоры с Таможенным союзом, а не с отдельными странами?

- Процедура вступления в ВТО подразумевает, что переговоры о вступлении в ВТО ведутся непосредственно странами, а не организациями или союзами. Мы приветствуем шаги Беларуси, направленные на вступление в ВТО. Но вступление в какую-либо организацию предполагает не только какие-то преимущества, но и ответственность. Беларуси принимать решение, готова ли она нести эту ответственность и осуществлять преобразования, которые позволят вступить в ВТО.

Министр иностранных дел Мартынов весной сказал, что Беларусь не хочет быть частью ЕС, не хочет быть частью России, но хочет быть частью Европы. Если Беларусь этого хочет, то, само собой, ей придется принять европейские нормы и стандарты. Так, например, решение присоединиться к Болонскому процессу, означает, что Беларусь будет следовать единым стандартам образования в Европе. Следующим логичным шагом было бы и вступление в Совет Европы – орган, который устанавливает общеевропейские нормы в области главенства закона и демократии. На сегодняшний день Беларусь единственная страна на пространстве от Владивостока до Лиссабона, которая не является членом СЕ.

Необходимо также соответствовать нормам ОБСЕ, но за время наблюдения ОБСЕ за выборами в Беларуси ни одни из них не были признаны. Сейчас самое время исправить ситуацию.


- Как США относятся к тому факту, что в Беларуси проживает свергнутый президент Кыргызстана Бакиев?

- Это было решение белорусского правительства, и это его ответственность.

- Согласны ли Вы с утверждением политологов, что США теряют свое влияние на постсоветстком пространстве?

- Заместитель помощника госсекретаря Дэниэл Рассел заявлял, что США не приемлют понятие "сфер влияния". Он отмечал, что делить мир на сферы влияния – очень устаревший подход в международных отношениях.

- Ранее в США на оздоровление и на отдых выезжало много белорусских детей. После нескольких случаев удержания детей за границей, в том числе и в США, белорусские власти предложили странам, принимающим детей, подписывать специальные соглашения. США так и не подписали его. В чем причина?

- Наша позиция по этому вопросу несколько отличается от позиции белорусского правительства. В настоящий момент этот вопрос не разрешен, но мы надеемся, что он будет разрешен, потому что это очень хорошая программа. Есть американские организации, которые выступают в ее поддержку. Этот вопрос будет урегулироваться юристами в Вашингтоне и Минске.

- Отдыхали ли этим летом белорусские дети в США?

- По программе оздоровления - нет. По другим каналам - возможно, мы не можем отслеживать, так как не выдаем визы в нашем посольстве. Это не наше желание, это просто факт. Когда вышвырнули отсюда американских дипломатов, когда потребовали, чтобы уехал отсюда американский посол – это были действия белорусской стороны. Мы просто физически не в состоянии заниматься выдачей виз и сожалеем об этом.

- Г-н Скэнлан, Вы много проработали в Восточной и Южной Европе. Уже более года в Беларуси. Что Вы думаете о белорусах? Что может привлекать туристов в Беларуси? Чего не хватает здесь иностранцам, в частности американцам?

- Поскольку у нас существуют ограничения для передвижения американских дипломатов в радиусе 40 км от Минска.

- Вы не можете свободно ездить по стране?

- Я должен заранее уведомлять МИД. Это требование касается только американских дипломатов и было инициативой белорусской стороны. Представьте ситуацию: меня приглашают друзья в какое-нибудь замечательное место, говорят: ты должен это увидеть, ты сможешь почувствовать душу белорусов, а я спрашиваю: а как далеко это от Минска? 45 км – не могу. Мне нравится Минск, но это не вся Беларусь.

- Это правило всегда действовало?

- Нет, оно действует с 2008 года, когда белорусские власти выслали наших дипломатов.

Но я все же смог немного попутешествовать. Я увидел, что история Беларуси – действительно европейская история. Например, Гродно: православная церковь стоит рядом с католической, там же есть синагога и кальвинистская церковь.

Когда я был в Украине, Киев отменил визовый режим со странами Запада, и последовал всплеск туризма. У Беларуси подписаны договоры об упрощенном пересечении границы с Польшей, Литвой и Латвией. Их вступление в силу не сдерживается ЕС, нет никаких технических вопросов, вопрос только в белорусском правительстве. А они бы дали серьезный толчок развитию туризма.

Возьмем авиасообщения – нужна конкурентная среда, нужно открыть аэропорт для широкого числа авиалиний. Например, как Украина открыла свой аэропорт для авиалиний, и в том числе дешевых.


Нужна инфраструктура туризма. Я недавно путешествовал с друзьями из России и Украины. Нас поразило отличие между Тракаем и Несвижем, например. И там, и там озеро и замок. В Тракае есть рестораны, кафе, гостиницы домашнего типа, мотели, прокат роликов, досок для виндсерфинга, велосипедов, лодок. Там обслуживающий персонал говорит на разных языках, можно использовать кредитные карточки, выходить в Интернет. И вот мы приезжаем в Несвиж: два ресторана, два кафе. Они часто закрыты на спецобслуживание – свадьбы. Чтобы вы сделали, если бы были туристом? – Поехали туда, где проще. Я не говорю, что белорусы не способны сделать свою страну туристически привлекательной – система не позволяет им это делать.

Туризм – это бизнес. Это означает, что у вас в привлечении клиентов существует конкуренция. Передо мной как перед туристом весь мир. Вы должны показать, почему мне стоит приехать сюда.


- Сколько стоит виза для американцев?

- 140 долларов при обращении в США (не считая почтовых расходов) и 420 долларов при обращении в аэропорту.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров