Ермошина устала, но уходить не собирается

interfax.by

О предполагаемых сроках проведения парламентских выборов, целесообразности изменения избирательного законодательства, создании "партии власти" и "оскорбительном поведении" международных структур читайте в эксклюзивном интервью председателя Центризбиркома Беларуси Лидии Ермошиной агентству "Интерфакс-Запад".

- Фактически через год истекают полномочия Палаты представителей нынешнего созыва. Вы делали предварительные расчеты относительно того, когда в 2012 году могут пройти очередные парламентские выборы?

- Последняя возможная дата парламентских выборов, в первую очередь в Палату представителей, 23 сентября 2012 года. Если выборы будут назначены на эту крайнюю дату, то они должны быть назначены не позднее 23 июня. Таким образом, нынешнему парламенту остается проработать две сессии - осеннюю и весеннюю.

На взгляд организаторов выборов, удобнее всего проводить выборы поздней весной, задействуя школы, педагогов перед отпускной порой. Но есть противоположное мнение руководства нынешнего парламента, которое, скорее всего, будет принято во внимание. Там считают, что нельзя проводить выборы в Палату представителей весной, разрывая выборы в Совет Республики, которые должны пройти осенью.

Учитывая, что в последнее время парламентские выборы у нас проходят осенью, и это не вызывает никаких проблем, то, думаю, нужно привязываться к крайней дате выборов. Может, это будет не 23 сентября, а на неделю раньше, допустим, 16 сентября. Но не в августе, когда наши школы находятся в ремонтном состоянии, а у многих потенциальных членов избирательных комиссий в это время отпуска. Думаю, что можно говорить о середине сентября, серьезно вариант о перенесении выборов на более ранние сроки уже не рассматривается.


- С учетом непростой финансово-экономической ситуации, как ЦИК будет просчитывать смету расходов на подготовку и проведение парламентских выборов?

- Бюджет выборов уже заложен, ведь мы должны были смету расходов предоставить министерству финансов в середине июня к началу верстки проекта республиканского бюджета. Единственное, что пока мы ответа не получаем никакого, потому что Минфин не знает, какой применить повышающий индекс. На проведение выборов нами заложена сумма Br56 млрд, которая, естественно, подлежит индексации. Смета расходов на парламентские выборы подготовлена с учетом весенних реалий, но, я думаю, что она будет значительно увеличена. Потому что общепринятым международным правилом является расчетная норма в размере 1 доллара на одного избирателя. Европа сегодня рассчитывает исходя из 1 евро на избирателя. Кстати, на прошедшую в декабре 2010 года президентскую кампанию было заложено на Br19 млрд меньше - Br37 млрд, а потрачено - Br26 млрд.

- После недавних заявлений о возможности преобразования "Белой Руси" из общественного объединения в политическую партию вновь возникла тема, связанная с переходом к смешанной или пропорциональной системе выборов. Вы считаете актуальным изменение избирательного законодательства? Возможно ли это сделать технически за оставшееся до выборов время?

- Технически все можно сделать. Но в соответствии с законодательством для того, чтобы быть допущенной к участию в выборах, партия должна быть зарегистрирована не позднее, чем за 6 месяцев до назначения выборов. Уже для создания партии времени не осталось. Создать партию вроде бы просто, но для того, чтобы она успешно функционировала, партия должна иметь организационный, финансовый ресурс. Я не думаю, что в нынешних условиях, когда общество должно напрягаться, чтобы обеспечить свои самые необходимые нужды, найдутся доброхоты, которые захотят финансово обеспечивать политическую структуру. Понятно, что ни одна общественная организация без финансирования не может быть эффективной. Поэтому у нас многие партии, которые не имеют соответствующей поддержки, остаются юридическим названием, брэндом, чем какой-то действенной структурой. Почему у нас так активно действуют некоторые оппозиционные структуры, хотя бы на уровне верхушки? Потому что они получают финансирование. Есть деньги, есть люди, которые относятся к категории профессиональных политиков, революционеров, которые работают за эти деньги. Это обыкновенная профессиональная деятельность.

Если партию и создавать, то только под переход на пропорциональную систему. Но надо исходить из долгосрочной перспективы. Сказать, что создали партию и перешли на пропорциональную систему, сформировали парламент по партийным спискам и стали после этого жить хорошо, невозможно.


- Говорить о том, что предстоящие парламентские выборы могут пройти по пропорциональной системе, преждевременно?

- Ближайшие выборы пройдут по действующему избирательному законодательству и в ближайшей перспективе переход на пропорциональную систему нам не грозит. Более того, если бы возможность перехода на пропорциональную систему проектировалась, то уж точно я на неофициальном уровне получила бы поручение этот вопрос юридически прорабатывать. Таких поручений нет, ближайших планов о переходе на пропорциональную систему у государства не существует.

Думаю, что пока наше население не готово к изменениям избирательной системы. Все-таки переход на иную систему требует серьезной политической дискуссии в обществе, учета общественного мнения. Когда общество занято совершенно другими проблемами и всех интересует больше экономические реалии, дискуссия на политическую тему может ожесточить избирателей.


- И все-таки, Вы считаете возможным в будущем переход к выборам по партийным спискам?

- Пропорциональная система в долгосрочной перспективе выгодна для страны в том плане, что она формирует политическое поле, систему. Мажоритарная система этому не способствует. Входишь ты в партию или не входишь, никаких гарантий того, что ты займешь какое-то выборное место, находясь в ее составе, нет. В то время как пропорциональная система формирует группу людей, например, молодежные структуры партий, которые готовят себя к управлению государством. Любой профессионализм всегда полезен, потому что он улучшает качество, в том числе управления страной.

Не думаю, что для нашей маленькой страны актуальная смешанная система. Я скептически отношусь к вариантам, где 70% мандатов распределяются по мажоритарным избирательным округам, а 30% - по партийным спискам. Эти 30% вообще лишают реальных возможностей партии, действующие на политическом поле, пройти в парламент.

Если мы будем переходить на выборы в парламент по партийным спискам (в парламент - ИФ), то целесообразно это сделать целиком, оставляя только мажоритарную систему для местных выборов и выборов президента страны.


- Вы не допускаете возможность изменения избирательной системы, делая, таким образом, реверанс в сторону Запада?

- Наши западные "друзья" не требуют перехода на пропорциональную систему. Поскольку и США, Великобритания, Франция во многом используют мажоритарную систему. Поэтому для них переход на пропорциональную систему не является синонимом демократии.

Что касается реверансов, то мы их сделали столько накануне президентских выборов, что в итоге создали тяжелые условия для работы самих избирательных комиссий. Хозяином в данном случае чувствовал не председатель комиссии, а мелкий политический авантюрист, который терроризировал участковую комиссию.


- Можно ли сегодня говорить о возможности либерализации избирательного законодательства, движении навстречу пожеланиям международных структур об отмене досрочного голосования, участии оппозиции в работе избирательных комиссий, доступе наблюдателей к подсчету голосов и т.д.?

- На 90% мы выполнили рекомендации ОБСЕ после предыдущих парламентских выборов. Правда, они хотели, чтобы мы более радикально что-то прописали. Но как были сформулированы пожелания, в таком объеме мы их и выполнили, даже перевыполнили. В частности, мы упростили порядок выдвижения кандидатов от политических партий, упорядочили порядок проведения досрочного голосования. Что касается допуска наблюдателей к подсчету голосов, то это у нас записано прямо в законе. Что, записать, чтобы в комиссии включали представителей политической оппозиции? Всегда нужно исходить из здравого смысла, надо смотреть, могут ли эти люди вообще работать в коллективе.

Рекомендации выполнены. Думаю, что наших западных "друзей" не устраивает совершенно другое. ОБСЕ не предъявило до 19 декабря ни одного замечания по ходу проведения избирательной кампании. С точки зрения наблюдательной миссии у нас все было идеально. А потом вдруг 20 декабря изменилась оценка выборов. Почему? Потому что не были отработаны те деньги, которые были вложены Западом в проведение выборов президента Беларуси. А эти деньги были вложены на смену власти. Не удалось. Вот и вся оценка.


- Вы считаете, что на непризнание выборов повлияли вечерние события 19 декабря?

- Абсолютно. Более того, какое имела право миссия ОБСЕ записывать в заключение то, что происходило вечером. Это же не имеет никакого отношения к выборам. Прямым текстом, очень осторожно руководство миссии ОБСЕ заявило нам "о слишком брутальном разгоне шествия, демонстрации".

- Кто, на Ваш взгляд, был заинтересован в дестабилизации ситуации: власть, оппозиция, Запад, Россия или кто-то другой?

- Думаю, что те спонсоры, которые обеспечивали избирательные кампании ряда альтернативных кандидатов. Когда на пикетах раздаются блины с красной икрой и шампанское, то деньги вложены немалые. Заметьте, только действующий президент, экс-кандидаты Костусев и Усс имели постоянное место работы. Остальные - пенсионеры либо люди без определенного рода занятия с какими-то случайными заработками. Откуда у них были деньги на организацию пикетов, аренду квартир, на всю эту бутафорию? Огромные средства вложены, и поэтому нужно было организовать беспорядки. Если выборы проиграны, значит, их надо каким-то образом дезавуировать, похоронить победу Александра Лукашенко.

- Смогут ли принять участие в выборах в качестве кандидатов в депутаты осужденные за события 19 декабря в том случае, если они к этому времени окажутся на свободе?

- Данный вопрос необходимо увязывать с таким понятием как "судимость". По всем кандидатам у нас всегда делаются запросы в МВД, нам предоставляют информацию о том, имеет ли кандидат судимость. Если судимость погашена, гражданин может выдвигаться кандидатом, если нет, то не может. Если у какого-то гражданина, например, в это время будет длиться условное наказание, то, естественно, в выборах он не сможет участвовать из-за неотбытого наказания.

- Как может повлиять на предстоящую избирательную кампанию сохранение негативных тенденций в белорусской экономике? Существует вероятность того, что избиратели проигнорируют выборы?

- Наоборот, это усилит политизацию общества. Когда общество недовольно своими экономическими условиями, оно ищет виновных. Кто виноват? Тот, кто находится у власти. Поэтому к выборам будет проявлен большой интерес. Белорусы пойдут на выборы, я в этом абсолютно уверена.

В начале 90-х, когда мы жили намного тяжелее, выборы рассматривались всем населением как судьбоносное явление. Думаю, что выборы будут проходить активно. Другое дело, что эта обстановка является идеальной средой для процветания политического авантюризма. Эта среда предоставит благоприятные условия, прежде всего, для тех, кто ничего не делает, нигде не работает, не несет никакой ответственности.

Белорусы - наивный народ, у которого нет политического иммунитета от политического обмана. Мы привыкли полагаться на ответственную власть, что она рассудит, наведет порядок, мы привыкли доверять печатному слову. В ходе своих выступлений на президентских выборах многие кандидаты несли полный бред, но многие люди воспринимали это серьезно.


- Что организаторы выборов могут противопоставить возможному бойкоту выборов?

- Здесь ничего, кроме контрпропаганды, быть не может. У нас ведь нет ответственности за неучастие в выборах, у нас выборы свободные. Думаю, что никакого бойкота не будет. Еще в 2000 году оппоненты власти поняли, что бойкот - непродуктивная мера, и поэтому они больше к ней не прибегают. Все у нас бойкотирует только одна, абсолютно маргинальная партия - КХП БНФ, которую возглавляет Позняк. Это единственная партия, которая по своим убеждениям не участвует в выборах. Хотя есть еще ряд партий, у которых нет нормального административного, финансового ресурса.

- Если белорусская сторона оставит все, как есть, то можно готовится к непризнанию ОБСЕ очередных выборов в Беларуси?

- Я к этому готова, потому что знаю, что лежит в основе этого непризнания. В его основе лежит недовольство результатом. Пока ОБСЕ будет недовольна результатом, тем, кто попал в парламент, кто избран президентом, выборы не будут признаваться. Здесь даже дело не в ОБСЕ. ОБСЕ - это чиновники, исполнители. Дело во влиятельных, тех, кто финансирует ОБСЕ и миссии. Миссии, работающие у нас, в основном финансируются США. Поэтому, насколько итог выборов устраивают США, от этого зависит оценка выборов. И не надо здесь искать какие-то другие причины.

- Может ли такое случится, что белорусская сторона откажется от приглашения международных наблюдателей на парламентские выборы? Что может подтолкнуть к такому решению?

- Нам все-таки жить в этом мире. Нам надо говорить, что государство создано, оно придерживается моральных, юридических принципов международного права. Мы всегда без каких-либо предварительных условий предоставляем международным наблюдателям свободу действий. Более того, на местных выборах, не приглашая международных наблюдателей, мы давали возможность наблюдать послам, аккредитованным в Беларуси. При чем послам тех стран, которые вводят жесткие санкции против Беларуси, в том числе по въезду в страны ЕС.

Мы, несмотря на их противодействия, создаем условия для их наблюдения. К сожалению, справедливой и адекватной оценки мы не получаем. Думаю, что последующие взаимоотношения с наблюдательными миссиями будут во многом зависеть и от поведения европейских структур. Сейчас это поведение является непозволительным, крайне невежливым, просто оскорбительным. Буквально на днях в Кишиневе проходил семинар в рамках Восточного партнерства, в том числе, по вопросам проведения выборов. Мы хотели командировать в Кишинев секретаря ЦИК Николая Лозовика, который мог выступить по теме информирования избирателей. Что вы думаете? Со стороны Совета Европы, организующего семинар, последовал отказ на том основании, что господин Лозовик не соответствует стандартам Совета Европы. Скажите, каким стандартам не соответствует секретарь Центризбиркома Беларуси? Как такое издевательское отношение к официальным государственным органам может способствовать налаживанию диалога? Никак. Поэтому, думаю, что вопрос приглашения международных наблюдателей в будущем году во многом будет зависеть от того, как будут строить свои отношения с Беларусью, в том числе, и европейские структуры.


- То есть, если Запад, допустим, ужесточит санкции в отношении Беларуси, то приглашения международным наблюдателям не будет?

- Я бы не хотела однозначно отвечать на этот вопрос. Потому что это вопрос не проведения выборов, а вопрос внешней политики. Здесь главное слово в свое время скажет МИД Беларуси. Но я думаю, что подобное поведение европейских структур значительным образом отразится и на взаимоотношениях по вопросам наблюдения за выборами.

- Недавно президент РФ Дмитрий Медведев однозначно заявил о неприемлемости подходов БДИПЧ ОБСЕ в наблюдении за выборами в странах СНГ. Почему Россия молчала до сей поры, и будет ли в ОБСЕ услышана позиция российского руководства?

- Это уже не первый посыл. Ранее перед своими избирательными кампаниями Россия делала подобные заявления. Данное заявление также сделано накануне главных избирательных кампаний – парламентских и президентских выборов. Напомню, что в наблюдении на предыдущих выборах в Госдуму России миссия ОБСЕ не участвовала. Не исключено, что данное заявление президента РФ предваряет предложение специальных условий для работы миссии ОБСЕ на предстоящих выборах в российский парламент. Думаю, что данное заявление будет иметь в будущем очень большие последствия.

Полагаю, что никого из тех, кто сталкивался с деструктивными последствиями деятельности этих наблюдательных миссий, не может удовлетворять подобная работа. Потому что эти миссии всего лишь выполняют роль некоего декора, который прикрывает вмешательство во внутренние дела государств. Члены миссий, уезжая из страны, понятия не имеют, какое заключение подготовила та группа, которая руководит работой миссии. Данные заключения рождаются усилиями чиновников, которые профессионально работают в БДИПЧ ОБСЕ. Поэтому их мнение является определяющим, а не мнение наблюдателей. Никто мне никогда не показал ни одного отрицательного акта, составленного международными наблюдателями.


- ЦИК будет проводить предстоящие парламентские выборы под Вашим руководством?

- Это вопрос преждевременный. Полномочия ЦИК истекают 21 января следующего года. Пока вопросы ротации главой государства не обсуждались, а именно он принимает решение по кандидатуре председателя Центризбиркома. Поэтому подробный комментарий на эту тему я смогу дать месяца через два.

- Вы не устали, работая на должности главы Центризбиркома?

- Есть такое. Это очень тяжелый груз ответственности, причем даже не столько юридический, а сколько моральный. Потому что не только ты сам, а общество на тебя возлагает много ответственности и ожиданий.

- Как Вы думаете, Вас может кто-то сегодня заменить на данном посту?

- Конечно, я уверена, что абсолютно незаменимых людей нет. Более того, надеюсь, что с уходом, может быть, меня по заслугам оценят за то хорошее, что было связано со мной и моей работой.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров