Альтернативную информацию белорусы ищут в интернете и программах спутникового телевидения

dw-world.de

C 1 января 2012 года один из двух крупнейших столичных операторов кабельного телевидения - ОАО "Минские телевизионные информационные сети" (МТИС) - прекратил ретрансляцию телеканала Euronews на русском языке. Что смотрят белорусы по общедоступным каналам, и какие у них есть альтернативные источники информации?

Отключение без уведомления

Euronews - единственный не цензурируемый в Беларуси круглосуточный новостной канал на русском языке, который был доступен абонентам МТИС. Ими, по разным оценкам, являются около 80 процентов жителей белорусской столицы.

Основатель Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), профессор Олег Манаев, ссылаясь на результаты соцопросов, говорит, что передачи Euronews смотрит более 22 процентов белорусов - почти два миллиона жителей страны в возрасте от 18 лет и старше.

Причиной прекращения ретрансляции Euronews представители МТИС называют ее возросшую стоимость и уверяют, что ведут переговоры о возобновления вещания. МТИС не уведомил подписчиков о том, что они лишаются Euronews, информации об этом нет и на сайте кампании. В социальных сетях возмущенные абоненты МТИС предлагают голосовать рублем - расторгнуть договор с этим оператором.

Телевидение - безоговорочный лидер

Глава Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина мнение о том, что прекращение ретрансляции Euronews имеет политическую подоплеку, объясняет ситуацией на медийном рынке страны. По выражению Литвиной, манипуляции с информацией, навязывание идеологических стереотипов являются визитной карточкой официального Минска.

Ссылаясь на данные проведенных исследований, руководитель международной компании Gemius Михаил Дорошевич называет телевидение основным источником информации для белорусов. Общедоступные в стране телеканалы имеют заметно большую аудиторию, чем самые популярные интернет-ресурсы, подчеркивает Дорошевич.

Этот вывод подтверждает и профессор социологии Олег Манаев. По данным опросов НИСЭПИ, аудитория российских и белорусских телеканалов примерно одинакова, их смотрят около 90 процентов жителей Беларуси.

Что показывают по общедоступным телеканалам?

Медиаэксперт Леонид Миндлин утверждает, что от информационных и аналитических программ на государственном телевидении, сделанных по лекалам советской пропаганды, "у белорусов давно аллергия". Примеры лжи и манипуляций, по словам эксперта, можно легко найти в передачах белорусских телеканалов.

Миндлин напоминает, что в фильме "Ненависть. Дети лжи" его автор Юрий Азаренок наложил голос тогдашнего лидера партии Белорусского народного фронта Зенона Позняка на кадры нацистского факельного шествия. По наблюдениям Леонида Миндлина, на белорусских телеканалах в сюжетах об оппозиции ключевые слова – пятая колонна, оргпреступность, мировая закулиса.

Позитивные новости о Беларуси вперемежку с сообщениями о катастрофах на Западе - такова, по словам эксперта, композиция информационных программ госканалов. В разгар экономического кризиса в стране они дают блиц-опросы на улицах, которых показывают, что белорусы всем довольны. А затем идет сюжет о живущих за чертой бедности европейцах или американцах. При этом, добавляет Миндлин, о размере социальных пособий в Европе или США, которые выше, чем зарплаты многих работающих белорусов, ничего не сообщается.

Интернет и спутниковые антенны

Однако такого рода программы и фильмы приносят далеко не тот результат, к которому стремятся их авторы. Профессор Олег Манаев говорит, что, по данным НИСЭПИ, на вопрос, насколько информация из официальных источников соответствует вашей реальной жизни, вариант ответа "полностью соответствует" выбрали только 11 процентов респондентов, "частично соответствует" – 39. О частичном или полном несоответствии заявили 48 процентов опрошенных.

Для аналитиков очевидно, что потребность в альтернативной информации белорусы будут удовлетворять, обращаясь к интернету и подключаясь к спутниковому телевидению. По словам Манаева, более двух миллионов белорусов уже сегодня смотрят программы спутникового телевидения.

Михаил Дорошевич указывает на то, что по темпам роста числа пользователь интернета Беларусь - среди лидеров в Центральной и Восточной Европе. Однако аудитория новостных ресурсов растет медленнее, чем интернет-аудитория вообще. Всемирной сетью сейчас пользуются 4 миллиона белорусов в возрасте от 15 лет и старше. Это более 40 процентов населения страны.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров