Тихое реформирование избирательной системы


Изменение избирательного законодательства в Беларуси происходит непрозрачно, без широкого обсуждения общественности и исключает любой общественный контроль.

Таким мнением с "Ежедневником" поделился юрист, эксперт в области избирательного права Сергей Альфер. По его словам, несмотря на то, что информация об изменении белорусского избирательного законодательства начала вбрасываться в прессу еще до окончания прошедшей в сентябре избирательной кампании, какие именно трансформации будут проведены, пока окончательно не ясно.

Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина 26 ноября заявила БЕЛТА, что предложения по реформированию избирательного законодательства Беларуси планируется представить президенту в начале декабря. "Рассчитываю, что законодательные предложения по реформированию избирательного законодательства будут представлены главе государства в первых числах декабря", - проинформировала Лидия Ермошина. "Предварительно эти предложения хотим обсудить с центром законодательной деятельности", - уточнила она.

В числе возможных нововведений в избирательное законодательство Беларуси - создание территориальных избирательных комиссий областей и Минска, которые послужат промежуточным звеном между ЦИК и окружными комиссиями при рассмотрении жалоб. Предлагается также предоставить право выдвигать кандидатов в депутаты республиканским общественным организациям численностью более 1 тыс. членов. Кроме того, в перспективе могут быть сняты ограничения по сумме, которую кандидаты могут сами вносить в свой избирательный фонд.

К отдельным новаторствам Сергей Альфер относится позитивно. По его словам, создание областных избирательных комиссий – это переход с любительского на профессиональный уровень в деятельности избирательных органов. И такие комиссии могли бы решать целый блок актуальных вопросов.

Также Сергей Альфер с пониманием отнесся к идее снять ограничения с суммы персонального взноса кандидата. На его взгляд, данное предложение выдвинуто с учетом белорусских реалий, когда спонсоры баллотирующихся граждан не желают "светиться". В этих условиях кандидат сможет собирать пожертвования и вносить их в свой избирательный фонд якобы самостоятельно. Правда, эксперт напоминает, что для данной процедуры у участника избирательной кампании хоть что-то должно быть за душой.

Но вот идею предоставления республиканским общественным организациям численностью более 1 тыс. членов права выдвигать своих кандидатов в депутаты Сергей Альфер категорически отвергает.

По его словам, раньше под общественными объединениями, которые выдвигают кандидатов в депутаты, понимали политические партии.

"Это нормально, это используется во всем мире. Но общественные организации, понимаемые как неправительственными организациями, не участвуют в политических выборах. У них другое предназначение. Наделение их подобными функциями не является позитивным шагом. Вполне вероятно, что это такой промежуточный вариант, создаваемый с учетом того, что новые политические партии у нас пока не появляются. Так что хотя "Белая Русь" и не является пока партией, но сможет заявлять, что является серьезной самостоятельной политической силой", - отметил Сергей Альфер. На его взгляд, подобное начинание двигает белорусскую избирательную систему во времена Советского Союза.

Сергей Альфер также отметил, что процесс изменения избирательного законодательства в Беларуси является чрезвычайно закрытым. "Лидия Ермошина, как спичрайтер или ньюсмейкер, выдает дозированную информацию об изменениях – ту, которую считает нужной. А что конкретно это будут за изменения, мы, к сожалению, узнаем, когда этот закон будет принят во втором чтении и подписан президентом. Такая ситуация исключает любое общественное обсуждение, общественный контроль", - считает Сергей Альфер. По его словам, подобные процедуры законодательных преобразований являются ненормальными.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров