Полетит ли Макей в Брюссель?

Андрей Федоров, Naviny.by

Несмотря на летний период, политики Евросоюза продолжают действовать, в том числе и на белорусском направлении. 22 июля в Брюсселе пройдет встреча министров иностранных дел стран ЕС и государств-участников "Восточного партнерства", на которую приглашен министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. А Европарламент готовится рассмотреть доклад о положении дел в стране.

Что будет в сухом остатке?

Первичная интрига заключается в том, поедет ли в Брюссель глава белорусского внешнеполитического ведомства. По словам пресс-секретаря МИД, вопрос участия Макея в этом мероприятии "находится пока в стадии рассмотрения".

Похоже, это отнюдь не кокетство. Можно вспомнить, что находившемуся под визовыми ограничениями руководителю внешнеполитического ведомства уже предоставлялась возможность выехать в Европу. Так, в декабре прошлого года у него было приглашение на ежегодное заседание Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Дублине, а в мае текущего — на встречу глав МИД стран "Восточного партнерства". Но в обоих случаях Беларусь представляли заместители министра.

Сейчас, разумеется, ситуация несколько иная: это все же не разовое исключение, что в самом деле выглядело довольно унизительно. Тем не менее, ограничения все равно окончательно не отменены и при определенных обстоятельствах могут быть восстановлены. Так что если белорусские власти захотят, они могут опять продемонстрировать свою несгибаемость, отказавшись от участия министра.

Хотя то же самое, причем, возможно, даже с большим эффектом, можно сделать, глядя в глаза представителям ЕС. Поэтому, как представляется, в данном случае официальный Минск сжигать мосты не станет, и Макей в Брюссель все же поедет.

Однако что окажется в сухом остатке? Результат вероятной дискуссии в Брюсселе зависит от того, какие условия стороны могут признать взаимоприемлемыми. При этом уровень и персона белорусского представителя вряд ли будут играть хоть какую-то роль, так как понятно, что окончательное решение будет приниматься не им.

Без сомнения, одним из первоочередных условий объединенной Европы будет смягчение внутренней политики.

Пока никаких предпосылок к этому не видно, белорусский режим не выказывает реального интереса к возобновлению диалога с Евросоюзом. Прежде всего, не происходит ни малейших подвижек в разрешении главного на сегодняшний день противоречия — проблемы политзаключенных.

Примечательно, что это не помешало Макею неделю назад, после встречи с российским коллегой в Москве, назвать санкции Евросоюза в отношении Беларуси "абсолютно ненормальным явлением" и потребовать их отмены.

По его словам, Беларусь заинтересована участвовать в "Восточном партнерстве", но если обстановка будет складываться так, что "нам невыгодно будет участвовать в этом измерении, то мы будем анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из складывающихся обстоятельств".

Европарламент ставит ориентиры

9 июля комитет Европарламента по иностранным делам одобрил отчет, подготовленный для Совета ЕС, Еврокомиссии и Службы внешних действий докладчиком делегации по Беларуси Юстасом Палецкисом.

Как известно, первоначальная версия документа вызвала острую негативную реакцию со стороны белорусского гражданского общества, поскольку в ней говорилось об улучшении ситуации с правами человека.

В процессе дальнейшей работы над документом Палецкис и его коллеги внесли в текст около 300 поправок, и в итоговом варианте соответствующая формулировка звучит следующим образом: "Ситуация с правами человека в Беларуси остается прискорбной и вызывает опасения".

Можно, по-видимому, утверждать, что в своем нынешнем виде доклад достаточно адекватно отражает существующее положение дел.

Вполне резонными выглядят и сделанные в нем заключения. Действительно, едва ли можно не согласиться с утверждением, что предстоящий саммит "Восточного партнерства" может стать важной возможностью для улучшения белорусско-европейских отношений при условии освобождения и реабилитации всех политзаключенных. Или с тем, что в политический диалог между Минском и Брюсселем, который может начаться при выполнении данного условия, должны быть вовлечены представители гражданского общества и оппозиции.

То же самое касается и остальных пожеланий, в том числе оппозиции — работать над созданием общей стратегии и плана действий, а также поощрения диалога с теми чиновниками, которые не были персонально вовлечены в репрессии.

Наконец, можно только приветствовать рекомендацию Евросоюзу в одностороннем порядке упростить порядок выдачи виз для белорусских граждан и снизить их стоимость с 60 евро до приемлемого уровня, а также в полной мере использовать возможности для выдачи бесплатных виз.

Проблема лишь в том, что такие же или похожие инициативы Европарламент неоднократно выдвигал и ранее. Безусловно, тем самым он ставит ориентиры на перспективу, однако ожидать значительного эффекта в ближайшем будущем сложно.

В целом складывается впечатление, что пока белорусское руководство не склонно идти даже на самые незначительные уступки Западу. Это, впрочем, не означает, что спустя некоторое время такой подход не претерпит определенных изменений — все будет зависеть от развития отношений с Москвой. Но надежд на радикальные перемены практически нет.

Новости по теме

Новости других СМИ