Янукович затмил Лукашенко

Надежда Кравчук, "Товарищ.online"

Участие министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея в вильнюсском саммите "Восточного партнерства" позволит официальному Минску сохранить лицо и откроет новые возможности для диалога с Евросоюзом. Такое мнение высказали белорусские политики, к которым корреспондент сайта "Товарищ.online" обратился за комментарием. В свою очередь, некоторые эксперты полагают, что провал европейской политики на украинском направлении и события, которые сейчас происходят в Киеве и других крупных городах нашей южной соседки, заслоняют собой любые сигналы из Минска.

Что Макей привезет из Вильнюса

Как сообщили в МИД, белорусскую делегацию на вильнюсском саммите "Восточного партнерства", который пройдет в литовской столице 28-29 ноября, возглавит министр иностранных дел Владимир Макей.

Ожидается, что чиновник "представит позицию и подходы Беларуси в отношении "Восточного партнерства" и дальнейшего развития данной инициативы в ходе пленарной дискуссии 29 ноября".

В рамках саммита предполагается проведение двусторонних встреч главы белорусской делегации с представителями стран-членов ЕС и стран-партнеров, а также руководства европейских структур.

Как уже сообщалось, на пресс-конференции после встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым "главный международник" Беларуси заявил: "Я не думаю, что, с учетом значимости этой инициативы, должен быть такой уж чрезмерно высокий уровень участия в саммите "Восточного партнерства".

Шанс будет?

Глава МИД, конечно, не президент и не премьер-министр, но разве это низкий уровень? Или все же официальный Минск передумал и решил не делать демарш?

По мнению экс-кандидата в президенты на выборах 2010 года (с мнением участников тех событий вы можете ознакомиться, прочитав материалы проекта "Три года спустя: достижения и ошибки" на сайте "Товарищ.online") Григория Костусева, белорусское руководство "понимает необходимость налаживания контактов и улучшения отношений с европейскими странами".

В то же время, говорит политик, боязнь сделать "что-то такое, что не понравится России", заставляет белорусский МИД "делать шаги на сближение с Европой очень осторожно".

"Получается как в той поговорке: "И хочется, и колется…" Поэтому и был выбран такой вариант, что на саммит поедет министр иностранных дел", - считает Костусев.

Он соглашается, что Макей, по своему статусу, не относится к первым лицам государства (по Конституции таковыми следует считать президента, премьера, спикеров верхней и нижней палат парламента, - "Товарищ.online"), но все же и не последний чиновник.

Более того, экс-кандидат в президенты уверен, что фигура главы МИД Беларуси как раз подходит для того, чтобы в сегодняшнее время "более-менее прилично представлять Беларусь на таком мероприятии".

Первый заместитель председателя Движения "За Свободу" Юрий Губаревич полагает, что Макей, делая заявление о "чрезмерно высоком уровне", прежде всего, имел в виду президента: "Делая такое заявление, белорусская сторона продемонстрировала, что неучастие в саммите главы государства, о нежелательности которого открыто говорили европейцы, - это личное решение Лукашенко".

Вместе с тем, считает он, белорусы не собирались сильно понижать свое представительство, как это было на предыдущем саммите.

"Такое решение продиктовано провалом ЕС в украинском вопросе, что в свою очередь раскрывает новые возможности для белорусского режима", - подчеркнул Губаревич.

Брюссель, в отличие от Москвы, не желает сотрудничать с диктаторами

Об "украинском факторе" говорит и доктор политических наук Павел Усов: "В связи с позицией Украины саммит теряет свое политическое значение, поэтому не так уж важно, кем будет представлена белорусская делегация, а в сложившейся ситуации приезд премьера Беларуси на саммит не имел бы смысла, как и попытки продемонстрировать Евросоюзу свою "позицию". Украинские события заглушают любые сигналы из Минска, будь они позитивные или негативные".

На вопрос корреспондента сайта "Товарищ.online" о том, не является ли торможение украинских властей в вопросе евроинтеграции поражением восточноевропейской политики Евросоюза, эксперт отвечает утвердительно: "Конечно, это общее поражение ЕС на восточном направлении, что показывает слабость влияния и притяжения на эти страны. Европе нечего предложить, но не странам, а правителям (диктаторам). Брюссель, в отличие от Москвы, не желает идти на открытое сотрудничество с авторитарными правителями. Поэтому нельзя говорить об успешном продвижении европейских идей до тех пор, пока в восточноевропейских странах нет демократических режимов".

Руки Евросоюза не дотянулись до Грузии и Украины, они сами виноваты

Однако Усов предлагает не упрощать тему неинтегрированности тех же демократических Грузии и Украины, объясняя это объективными факторами.
"В период "триумфа" демократий в Грузии и Украине, Европа переживала адаптационный период, связанный с недавним большим расширением в 2004 году, включением восьми стран Центральной и Восточной Европы, расширением шенгенской зоны в 2008 году. В связи с этим о странах "удаленной" Восточной Европы (Грузия, Украина, Молдова) никто даже и не думал. Ни ресурсов, ни энергии на эти страны не было", - говорит политолог.

Он вспоминает, что некий европейский подход начал формироваться лишь с 2009 года. На удачной или неудачной формуле «Восточного партнерство» эксперт предлагает в настоящее время особо не останавливаться, так как «это уже второй вопрос».

"Поэтому, когда в этих странах еще дышали демократии, Европа могла только это приветствовать, но не более. Не стоит также игнорировать тот факт, что эти демократии постоянно "лихорадило", они не были устойчивыми, и внутренние конфликты в лагере "революционеров" дестабилизировали демократии. В Молдове после революции 2009 года более года не могли избрать президента. Ко всему прочему, серьезным препятствием на пути в Европу для Грузии и Молдовы были и все еще остаются «замороженные» этнические конфликты. С таким багажом противоречий трудно будет "прорваться» в Европу", - убежден Усов.

Уход Лукашенко не означает установления демократии в Беларуси

Ну а как же Беларусь? Ведь то, что происходит в соседних странах, нас, безусловно, волнует – у многих там живут родственники, друзья, знакомые (кроме этого, значительное количество белорусов с удовольствием ездят в ту же Грузию и Украину отдыхать). Но больше всего нас интересует судьба Беларуси.

"Что же касается Беларуси, то смена власти (уход Лукашенко) еще не означает установления демократического режима, - полагает политолог. - В случае, если демократическим силам удастся укрепиться у власти и консолидировать демократическую систему, то двигаться в европейском направлении будет гораздо проще".

Однако, с учетом того, что политические перемены в Беларуси в ближайшее время маловероятны, размышления о том, что будет делать демократическая Беларусь, пока преждевременны.

Надеемся, что ключевым словом здесь является "пока"…

Новости по теме

Новости других СМИ