Власть испугалась местных депутатов?

Сергей Ковш, "ЕвроБеларусь"

В начале этого года, практически сразу после праздников, незаметно закончился первый этап текущей избирательной кампании.

Власти в обычном для себя порядке сформировали окружные избирательные комиссии (ОИК) и территориальные избирательные комиссии (ТИК) на выборах в местные советы депутатов XXVII созыва. Для властей это было привычной, для оппозиции, которая в принципе должна была привыкнуть уже ко всему – неприятным сюрпризом.

Партийная кампания по наблюдению за местными выборами "Право выбора" констатировала: условия выдвижения и регистрации представителей оппозиции в ТИК и ОИК не только не улучшились, но и ужесточились. Как всегда, в абсолютном большинстве случаев, заседания органов, формирующих комиссии, проходили без обсуждения выдвинутых кандидатур, а через утверждение заранее подготовленных списков. Так что не удивительно, что в состав комиссий, как обычно прошли, по словам координатора кампании "Право выбора" Игоря Лялькова, представители "провластных квазипартий и псевдообщественных объединений".

Простой пример: организациями-участницами "Право выбора" было выдвинуто 9 претендентов в Брестскую, Витебскую и Минскую областные, и Брестскую, Гродненскую и Минскую городские комиссии. Из них только Сергей Алексеевич (Партия БНФ) попал в состав Брестской областной избирательной комиссии. В то же время процент включения основных провластных организаций в состав этих самых комиссий от цифры выдвинутых впечатляет. Представителей "Белой Руси" в комиссии попало 96,7% от выдвинутых, БРСМ – 97,4%, Белорусского союза женщин – 98,3%, Белорусского общественного объединения ветеранов – 96,2% , провласной Коммунистической партии Беларуси – 95,9% , Республиканской партии труда и справедливости – 88,9%, Белорусской аграрной партии – 100%, Белорусской патриотической партии – 100%, Белорусской социально-спортивной партии – 100%.

В состав окружных избирательных комиссий "Право выбора" выдвинула 56 претендентов. Попали в них только трое – Игорь Меншиков в состав Березовской ОИК №24, Лера Сом – в Полоцкую центральную ОИК №25, Алексей Черняев – в Сенненскую ОИК №19.

При этом нельзя сказать, что оппозиция как-то неактивно и безразлично отнеслась к выдвижению своих представителей в территориальные и окружные комиссии. По словам Лялькова, активность в выдвижении была почти такая же, как и на местных выборах 2010 года. Тогда оппозиция выдвинула в ТИК и ОИК в целом 229 человек, сейчас – 227. Но цифры включенных (а точнее, невключенных) впечатляют: если в 2010 году членами ТИК и ОИК стали 87 оппозиционеров, то в этом – только 16! То есть, по сравнению с местными выборами 2010 года число представителей оппозиции в окружных и территориальных комиссиях снизилась в шесть с половиной раз!

Отказ во включении в состав ТИК и ОИК своих представителей в судебном порядке обжаловали только две партии – Беларусская партия левых "Справедливый мир" и Партия БНФ. Ни одна из жалоб удовлетворена не была.

В результате "Право выбора" вынуждена констатировать, что "уже на первом этапе избирательной кампании власти грубо нарушают принцип равенства прав политических партий и организаций, независимо от их политической направленности на участие в организации и проведении выборов. Сформированные в декабре 2013 – январе 2014 года ТИК и ОИК по выборам депутатов местных Советов почти целиком состоят из максимально лояльных к власти лиц, готовых выполнить любой ее приказ. В этих условиях возможность обеспечения прозрачности и демократичности избирательных процедур комиссиями в таком составе, а также вообще проведения свободных и справедливых выборов при сохранении равенства прав всех кандидатов в депутаты вызывает большие сомнения".

Такое внимание власти к персональному составу ОИК и ТИК тем более парадоксально, что власти уж очень много раз твердили: местные выборы не то чтобы ни на что не влияют, а вплоть до того, что местные Советы не нужны совсем. Всем еще памятно предложение председателя ЦИК Лидии Ермошиной о том, чтобы заменить сельсоветы старостами или советами старейшин. Реформой Избирательного кодекса на местных выборах отменен порог явки в 50%. И тем не менее – власть стремиться не допустить в избирательные комиссии по проведению местных выборов ни одного оппозиционера. Почему?

Бывший депутат Белоозерского городского Совета депутатов, а ныне заместитель председателя движения "За свободу" Юрий Губаревич считает, что власти боятся не званий – власти боятся людей.

-- Местные советы, на самом деле, мало что решают. Они имеют возможность ознакомиться с бюджетом территориальной единицы, и формально его утвердить. А также ознакомиться с отчетом о выполнении этого бюджета. Все реальные механизмы работы, и все реальные решения принимаются вертикалью, которую построил Александр Лукашенко.

Тем не менее, статус депутата местных советов дает и некоторые возможности. Когда таким статусом наделены люди, которые неравнодушны к местным проблемам, к их решению, которые имеют свою позицию и готовы выступать в конфликтных ситуациях на стороне общества, а не власти, то это будет иметь большое значение для жизни конкретного региона. Поэтому власти боятся в первую очередь конкретных активных граждан, граждан с активной позицией, которые могут стать депутатами, и тем самым ослабить позиции власти в регионах.

То есть главная угроза независимого депутата местного совета – это ослабление позиции власти в целом. Ну, и популяризация конкретных людей, которые, благодаря депутатским возможностям, какие бы усеченные они ни были, могут в разы больше сделать для общества, для населения, чем "назначенные" депутаты. И, таким образом, они снова увеличивают свою поддержку, свою известность, укрепляют свой имидж, и так далее.


-- Тем не менее, многие представители политических партий идут на местные выборы, чтобы не победить, а о чем-то рассказать: популяризовать программу партии, продемонстрировать, что выборов нет, и так далее…

-- Я думаю, никто бы не отказался участвовать в выборах по классической схеме, когда ты заявляешь о своем выдвижении, собираешь подписи сторонников, проводишь агитационную кампанию. Идешь на подсчет голосов, и там эти голоса считают. Но в наших условиях с более-менее нормальным допущением можно делать все, кроме одного – получения честных результатов выборов на основании прозрачного подсчета голосов.

Поэтому активные люди есть всегда, и во время этой избирательной кампании они будут также. Много кто из выдвинувшихся будет работать на победу. Но большинство, особенно те, кто прошел через белорусские выборы уже не в первый раз, понимают, что результата в этой системе добиться очень и очень маловероятно, если не вообще невозможно.


Возможно, тактика оппозиции по работе "от народа" дала свои плоды. Со времени президентских выборов 2010 года и парламентских выборов 2012-го, похоже, не было такой оппозиционной структуры, которая бы не объявила о своих планах по "решению проблем людей на местах". Наиболее плодотворно на этом поприще потрудились "народные депутаты" "Гражданского договора" кампании "Говори правду!" и члены БХД из Рады народных депутатов, заполучив неплохой авторитет среди жителей своих районов и деревень.

Наверное, эта работа была замечена не только теми, кому "народные депутаты" помогли решить свои проблемы. Похоже, на этих местных выборах власть заполучила серьезных противников в среде "народных депутатов". Можно было бы закрыть на это глаза, и дать им депутатство (все равно депутат ничего не решает), но… На местном депутатстве они не остановятся, в следующий раз полезут в Палату представителей! А вот это уже "не комильфо".

Поэтому даже при всей "неважности" выборов в местные советы, при всей их якобы "ненужности" и "нерешабельности", власть будет держать эти выборы под жестким контролем. И местная компания, к которой так пренебрежительно относится оппозиция, вряд ли будет легкой. Особенно, если противостоять власти будет "народный депутат", всерьез рассчитывающий на победу.


Справка "ЕвроБеларуси"

"Право выбора" -- компания по наблюдению за выборами депутатов местных Советов депутатов XXVII созыва 2014 г., задачей которой является помощь демократическим кандидатам в депутаты местных советов по установлению и защите истинного волеизъявления граждан. Инициатива направлена на предотвращение нарушений законодательства во время всех стадий избирательной кампании, фиксацию нарушений и оперативное реагирование.

"Право выбора" была создана 4 июля 2013 года на основании соглашения беларусских демократических сил. На сегодня к работе в рамках кампании присоединились 7 политических субъектов: Беларусский партия "Зеленые"; Партия БНФ; Беларусский социал-демократическая партия (Грамада); Оргкомитет по созданию партии "Белорусская христианская демократия"; Гражданская кампания "Говори правду!"; Оргкомитет по созданию Партии свободы и прогресса; общественное объединение "Движение "За Свободу".

Организации – участники кампании "Право выбора" наблюдали за избирательным процессом с 2008 года, в том числе в рамках совместной инициативы демократических сил "За справедливые выборы".

Новости по теме

Новости других СМИ