Возьмет ли государство на буксир Минский автозавод?

Николай Адашкевич, "Завтра твоей страны"

МАЗ продолжает отступление с российского рынка.

Всю минувшую неделю на МТЗ и Минском автомобильном заводе, а также прилегающим к предприятиям территориям, в авральном режиме наводили порядок: готовились к визиту Александра Лукашенко. Однако глава государства 15 мая удостоил своим вниманием только тракторостроителей. Хотя у МАЗа проблем ничуть не меньше, чем у МТЗ.

В первом квартале текущего года поставки белорусских грузовиков в Россию существенно сократились. Согласно отчету ОАО "КамАЗ", за три месяца 2015 года доля МАЗа на ключевом для него российском рынке (в сегменте техники с полной массой 14-40 тонн) по сравнению с аналогичным периодом минувшего года уменьшилась почти на половину, и составила 4,8%. Это – один из самых низких показателей последних лет.

А вот главные конкуренты белорусов: КамАЗ и АЗ "Урал" наращивают свое присутствие на российском рынке. Производители автомобилей из Набережных Челнов за три месяца увеличили свою долю на внутреннем рынке с 45,6% до 54,1%, уральский завод -- с 7,8% до 13,6%.

В целом, российский рынок грузовых автомобилей продолжает «проседать». Продажи грузовиков с полной массой 14-40 тонн в первом квартале сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 58,8% и составили 6,8 тыс. единиц. Реализация среднетоннажников (8-14 тонн) упала на 57,9% (до 500 автомобилей).


МАЗу не дадут умереть?

Следует отметить, что еще несколько лет назад МАЗ был одним из крупнейших в мире производителей тяжелых грузовиков: выпускал 250 модификаций автомобилей. Примерно 80% своей продукции белорусские автомобилестроители продавали на российском рынке, успешно конкурируя с КамАЗом.Однако в последнее время Россия начала активно вытеснять МАЗ со своего рынка. С 1 января 2014-го в РФ был введен утилизационный сбор, который стал причиной резкого подорожания белорусских грузовиков и, как следствие, их неконкурентоспособности на российском рынке. По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году в Россию было продано менее 8 тыс. МАЗов, что на 22,7% меньше, чем в 2013-м. Падение продаж, естественно, привело не только к снижению производства, но и к сокращениям работников. Только за девять месяцев прошлого года руководство предприятия отправило по домам свыше 2,1 тысячи человек (больше 10%).

В конце марта было объявлено, что Минский автомобильный завод останавливает главный конвейер на 10 дней. По мнению экспертов, проблемы МАЗа негативно отражаются на работе белорусских предприятий машиностроения, металлообработки и многих других. Если полностью остановится Минский автозавод, то без работы останутся десятки тысяч белорусов. Власти прекрасно понимают: чем чреват кризис на МАЗе. Особенно накануне президентских выборов. Поэтому деньги на поддержку автомобилестроителей, скорее всего, найдут. Правда, глобальные проблемы предприятия временная подпитка не решит.

Новости по теме

Новости других СМИ