Кадровая клизма вертикали


Директивы президента о поддержке предпринимательства странным образом совпадают с президентскими выборами. Декларации в поддержку частного бизнеса — это своеобразная дань не столько законодательной моде, сколько кризисам.

Они к нам в последнюю пятилетку зачастили. Причем впервые за 20 лет президентская кампания проходит на фоне резкого снижения одновременно ВВП, промышленного производства, инвестиций, экспорта и реальных доходов населения. Отлаженная номенклатурная машина по производству вала сломалась. Посудите сами.


Модель большого государственного бизнеса рассыпается

В период 2000-2008 гг. среднегодовые темпы экономического роста составили 8% ВВП. Промышленное производство каждый год увеличивалось в среднем на 9%. Это были золотые девять лет белорусской экономики. Дальше становилось только хуже. В переломные 2009-2010 гг. среднегодовые темпы роста снизились до 4% ВВП (промышленного производства — до 4,3%), а в четвертую пятилетку (2011-2015 гг.) они составят мизерные 1-1,2% (промышленное производство — 0,4%). При этом, с учетом нарастания негативных явлений в экономике и неадекватной реакции властей на их нейтрализацию, в 2015 г. ВВП рискует снизиться на 3,5-4% ВВП, а промышленное производство — на 9-12%.

Динамика экспорта товаров добавляет уверенности в том, что Беларусь в 2015 г. оказалась в глубоком структурном кризисе. Напомним, что в далеком 2000 г., еще до нефтяного бума, белорусский экспорт товаров составлял $7,33 млрд, в 2007 г. он вырос до $24,3 млрд, а в 2012 г. достиг пикового значения в $46,06 млрд.

Рост экспорта товаров за 12 лет в 6,3 раза кому хочешь вскружит голову. В 2015 г. экспорт товаров рискует не превысить планку в $24 млрд.

За три последние года потерять более $22 млрд — это не просто временный сбой спроса на белорусские товары. Это причина кричать «Караул!», особенно с учетом резкого всплеска количества фактических безработных и снижения реальных доходов.

Не в традициях белорусских распорядителей чужого (политики и чиновники) признавать свои ошибки. Признаков явного разочарования главой страны созданной им моделью также не видно. Переписывать из программы одной пятилетки в другую те же приоритеты, задачи и средства вроде бы неприлично ввиду явного отсутствия свежих идей и решений. Появилась ниша для малого и среднего бизнеса. Пока только на бумаге и в пространных прожектах.


Отыграть номер с частным бизнесом

Нельзя сказать, что Александр Лукашенко начал с частным бизнесом заигрывать. Большого резона в этом нет, поскольку сам бизнес малый, а в концепции руководства страны это почти одно и то же, что «слабый» и «бедный». Просто в череде десятков встреч и документов, посвященных профсоюзам, БРСМ, РПЦ, АПК, КГБ, ЕАЭС, МВД, а также медикам, педагогам, тракторостроителям, деревообработчикам, льноводам и даже ИП логично было бы встроить еще одну популярную аббревиатуру — МСБ, т.е. малый и средний бизнес.

Сегодня к этой экономической группе относится 117 тысяч организаций. Добавим к ним более 250 тысяч ИП и получится очень даже приличный по размерам сектор экономики. В нем занято более 1,5 млн человек. С учетом друзей и родственников вырисовывается социальная группа, которую в период сдвоенной политической кампании (президентской 2015 г. и парламентской 2016 г.) игнорировать не совсем правильно. Лукашенко, как опытный политический боец, это прекрасно понимает и играет даже с опережением.

Предвыборные реверансы в сторону МСБ делаются, в том числе, и потому, что экономика страны оказалась в рецессии. Сломался многолетний тренд роста. Забуксовали крупные госпредприятия. Тупиковыми оказались хваленые «точки роста». Номенклатурным VIP-начальникам надо что-то говорить в свое оправдание. Сваливать всё на внешние факторы долго не получится. Поэтому распорядители чужого решили разыграть карту национального бизнеса. Она им выгодна по целому ряду причин.

Во-первых, она подогревает оптимизм и ожидания сотен тысяч экономически активных людей. Мол, вот-вот нам продадут арендованные помещения, упростят процедуры, отрегулируют «одно окно», защитят от жестоких проверок и наказаний, обеспечат доступ к дешевому кредиту и многое другое из серии «бальзам на израненные души и изрядно похудевшие кошельки МСБ».

Во-вторых, поддержка малого и среднего бизнеса — это длительный процесс, а не конкретный результат. Белорусские чиновники мастерски овладели так выстраивать процесс поддержки частного бизнеса, что многие предприниматели по дороге к светлой цели под названием «благоприятный деловой климат» часто не выживают.

С другой стороны, партнеры, друзья и родственники самих VIP-номенклатурных начальников часто работают через коммерческие организации, которые тоже квалифицируются как «малый бизнес». Поэтому поддержка президентом МСБ есть еще один способ открыть бюджетные, налоговые, таможенные и административные шлюзы в пользу номенклатурно близкого МСБ.

В-третьих, декларация поддержки МСБ добавляет шансов правительству на получение внешних кредитов, в первую очередь, от МВФ, Всемирного банка и ЕБРР. Под эту тему белорусские VIP-чиновники могут годами получать гранты от разных международных организаций и осваивать их под лозунгом «Даешь малый бизнес!». Разумеется, все стороны такого сотрудничества остаются в выигрыше, кроме самого МСБ.

Сегодня Всемирный банк на пару с правительством разрабатывает стратегию развития малого бизнеса Беларуси втайне от самого бизнеса, но за ~$120 млн. За такие деньги можно со всего мира надергать умных, правильных фраз и рекомендаций.

Белорусский частный бизнес уже более восьми лет вполне конструктивно, обстоятельно, аргументированно — и главное за свой счет — разрабатывает и продвигает Национальную платформу бизнеса Беларуси. При этом он остается единственной столь значимой, достаточно консолидированной социально-экономической группой, которая на протяжении 20 лет не имела возможности вести диалог глаза в глаза с президентом страны.


Слабые очаги номенклатурной воли к рыночным реформам

Бизнес-сообщество через свои союзы и ассоциации регулярно проводит ассамблеи деловых кругов. Приглашение на них VIP-чиновников идет так, как будто их приглашают к стоматологу и проктологу одновременно. Бизнес-сообщество проводит круглые столы, конференции по обсуждению острых экономических, институциональных проблем, но внимание руководителей АпСоНы (Администрация президента, Совет министров, Национальный банк) сосредоточено совсем в других местах.

Отдадим должное отдельным депутатам Палаты представителей, представителям Минэкономики, МНС, Минфина и даже Минторга, которые участвуют с диалоге с бизнесом. К сожалению, далеко не всегда их мнение учитывается при законодательном определении параметров делового климата.

Так происходит и с проектом директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь». Руководители бизнес-союзов, которых пригласили на заседание правительства, подтверждают, что в структурах власти сформировалась группа «активных либералов». Они выступают за рыночные реформы, структурные трансформации и расширение размера и значения частного бизнеса в экономике. Они критически относятся к способности госсектора самоперезагрузиться и вытянуть страну из кризиса.

К сожалению, пока нет оснований назвать сторонников рынка и большей экономической свободы большинством. Стеной против приватизации, либерализации и выравнивания условий хозяйствования стоят контрольные органы и молчаливое номенклатурное большинство.

Если бы Лукашенко не на словах, не в директивах, а на деле высказался в поддержку позиции главы Нацбанка Павла Каллаура, первого вице-премьера Василия Матюшевского, тогда они бы вели себя совсем иначе. Поскольку отмашки сверху уважать и любить частный бизнес не было, номенклатурная «тина» эффективно засасывает, переваривает и нейтрализует любые попытки мягких реформаторов и бизнеса приступить к системным рыночным реформам. Одним из главных идеологов стагнации и бюрократического застоя был и остается нынешний глава Совета Республики Михаил Мясникович.


Кадровая клизма Вертикали

Логика развития частной экономики предполагает резкое ускорение приватизации. Бизнес годами просит власти разрешить купить арендуемую им недвижимость. Чиновников не убудет от того, что они согласятся на очередную декларативную директиву о поддержке бизнеса. Но за активы, недвижимость и другие ресурсы они стоят стеной.

Их позицию озвучил Мясникович на выездном заседании президиума Совета Республики в Березе: «Неиспользуемые площади необходимо выявить, забрать через решение президента и отдать предпринимателям навсегда или на несколько лет, пока не решится проблема занятости, в безвозмездную аренду. Все равно они пустуют».

Даже перед лицом глубокого структурного кризиса, опасного уровня накопления инвестиционных ошибок, резкого роста социального напряжения сторонники старой модели не готовы однозначно сделать ставку на приватизации. Опять аренда, снова некие условия и условности. Опять сохранение системы, в которой главное слово в управлении собственности остается за чиновником. И это в ситуации, когда речь идет не об акциях устойчивых, коммерчески успешных предприятий, а о неиспользуемых площадях.

Отрадно, что в плотных рядах Вертикали появились сторонники частной, свободной экономики. Однако их наличие никак не гарантирует принятие и исполнение по-настоящему рыночных, пропредпринимательских документов. Сегодня лечение белорусской экономики нужно начинать с кадровой клизмы для Вертикали. Без неё мясниковичи, семашки, прокоповичи старой модели не оставят реформаторам и бизнесу ни малейших шансов на Беларусь предпринимательскую.


Об авторе.

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

Новости по теме

    Властный трайбализм

    Нацбанк и Совмин больше любят и обхаживают МВФ и Всемирный банк, чем национальный бизнес. Это унизительно для белорусского предпринимательства. Это высокомерно для "народной" власти. Это в корне неправильно как с точки зрения баланса выгод иподробности

Новости других СМИ