Выборы-2015 через призму российского фактора

Эдуард Геваркин, UDF.BY

Чем ближе будут президентские выборы, тем чаще будут отмечаться внешние факторы, которые в той или иной степени влияют на процесс. В основном их два – российский и западный.


Запад и Россия

С западным фактором все пока сложно. Как известно, и это подтверждают, в том числе, и участники политического процесса, Беларусь после Революции Достоинства в Украине отошла на второй план в интересах Запада. Это заметно по вялости предстартовой кампании, которая, как ожидается, будет объявлена Палатой представителей 30 июня.

Почему так происходит? Все просто: у местной оппозиции нет ресурсов для ее проведения. О тех возможностях, которые были в 2001-м, 2006-м и 2010-м годах приходится только мечтать. Близкие к оппозиционной верхушке политологи отмечают, что если деньги и появятся, то будут, как минимум, на несколько порядков меньше, нежели раньше.

Другое дело российский фактор. Он больше связан с нынешней белорусской властью. Здесь тоже не все хорошо. Лишним подтверждением тому служит перенос на месяц выборов.

Загнанная в болото белорусская экономика, считают некоторые наблюдатели, не может более-менее просуществовать даже лишний месяц. И здесь тоже сработал российский фактор. Дело в том, что деньги, на которые рассчитывал официальный Минск, реальные деньги, в нужном объеме так и не поступили.

"Я имею твердые договоренности с президентом и премьер-министром, если нам будет очень тяжело, то Россия плечо подставит", - заявил Александр Лукашенко на пресс-конференции 29 января.

Как отмечают наши источники, такая просьба была, однако она осталась без внимания российской стороны. Ведь не будем же мы считать серьезной поддержкой те 110 миллионов долларов, которые в рамках финансовой помощи Беларусь получила весной.

Да, конечно, было еще рефинансирование. Это сняло определенную часть напряженности в данный конкретный период, но, ни в коем разе не списало долг целиком. Помощь? Безусловно. Но не очень существенная. По оценкам независимых экономистов, цена вопроса - 700-800 миллионов долларов.

В последнее время российская сторона несколько активизировалась. Так, по словам посла РФ в Минск Александра Сурикова, Россия на предстоящих выборах президента Беларуси будет поддерживать действующего главу государства Александра Лукашенко:

Выступать напрямую в рамках агитационной кампании мы не будем - мы другое государство, но мы будем поддерживать Александра Григорьевича Лукашенко.


Это странно, так как обычно Россия, что называется, до последнего тянула со своей публичной поддержкой.

Засуетились и военные. В частности, координатор управления генеральных инспекторов Минобороны РФ генерал армии Юрий Якубов недавно заявил, что Россия сможет адекватно ответить на размещение в странах Восточной Европы и Балтии танков, артиллерийских систем и другого тяжелого вооружения США и стран НАТО.

Он полагает, что, "в первую очередь, будет усилена группировка войск по всему периметру западной границы России, включая новые формирования танковых, артиллерийских и авиационных частей".

"Ракетная бригада в Калининградской области будет ускоренными темпами перевооружаться на новые оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер", претерпит значительные изменения российская общевойсковая группировка в Беларуси, и так далее", - отметил Якубов.


Финляндизация внешней политики не сделает нас Скандинавией

Возможно, новая авиабаза находится в перечне позиций, по которым торгуются стороны. И все же, как сильно влияет российский фактор на наши выборы?

"Умиляет этот штамп: "Влияние России на выборы в Беларуси", - говорит политолог Сергей Марцелев. - Создается впечатление, что Путин поднимает трубку телефона, с гербом вместо диска и раздает указания. Это не так".

Он напомнил, что ранее у РФ были свои фавориты среди наших кандидатов - и в 2006-м, и в 2010-м годах. Но это было совершенно на другом уровне.

"Группа бизнесменов третьего ранга, часть из них наши земляки, бывшие белорусские номенклатурщики, получали отмашку из Кремля: "Можно". Или "Нужно". Визировал это второй помощник младшей подбарышни из госаппарата. Но все понимали, что говорит не он сам", - напоминает политолог.

Конечно, Лукашенко, по мнению Кремля очень строптив и не пляшет под все мелодии, раздающиеся из московской дудки. Но нужен ли такой союзник, который может в любой момент что-нибудь отчебучить?

А может он, выражаясь лексикой 32-го президента США Франклина Рузвельта (именно ему некоторые источники приписывают это изречение), сказавшего о никарагуанском диктаторе Анастасио Сомоса Гарсия: "Сомоса, может быть, и сукин сын, но это наш сукин сын"?

"Лукашенко, разумеется, их "сукин сын". Мелкий феодал. Поэтому, основное его требование к метрополии - соблюдать принцип "вассал моего вассала не мой вассал". Администрация Кремля, соответственно, сквозь пальцы смотрит на его внутреннюю политику", - считает Сергей Марцелев.

По его мнению, белорусам не стоит сильно рассчитывать на Россию, поскольку она всегда будет угрозой нашему суверенитету, независимо от политического режима.

"Суверенитет от нас утекает, мы не всегда это замечаем. Труба «Белтрансгаза», российские военные самолеты, базы, совместные учения и чины силовых ведомств, которые смотрят в рот Москве. Финляндизация внешней политики не сделает нас Скандинавией. Если случится война, нам не удастся остаться в стороне", - уверен политолог.


Угроза от "старшего брата" существует

А, действительно, стоит ли нашей стране опасаться военной агрессии России, или это выдумки нелюбящих "старшего брата"?

"Грузинский кризис 2008 года и украинский кризис 2014 года показали, что военная угроза со стороны РФ постсоветским республикам, увы, существует в реальности, - говорит майор запаса Сергей Возняк. - Концепция "русского мира", которой сейчас заболел Кремль, основана на философии западноруссизма, которая проталкивает идею "триединства" русского народа".

Это "триединство" означает, что русские, белорусы и украинцы - не три разных народа, а ветви одного и того же русского народа. Вывод Кремля: белорусы и украинцы должны вернуться в лоно "русского мира", их государственность - историческое и географическое недоразумение.

Одной из главных ошибок украинского руководства, приведшей к потере Крыма, тамошние эксперты называют "Харьковские соглашения" - договор между Москвой и Киевом по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Дескать, это позволило российским военным свободно передвигаться по территории Украины и использовать свою военную мощь для аннексии полуострова.

Исходя из этого, белорусская оппозиция выступает категорически против нахождения на нашей территории военных баз иностранных государств.

"На самом деле это не самый простой вопрос. Очевидно, что в нынешнем состоянии своей экономики и армии Беларусь не способна в должной мере обеспечить безопасность от внешних угроз. Часть решения этой проблемы (например, охрану воздушной границы) взяли на себя Вооруженные Силы РФ. На территории нашей страны находятся также несколько военных объектов России. Не думаю, что в национальных интересах Беларуси увеличение российского военного присутствия", - считает Сергей Возняк.

Он напомнил, что в Конституции Беларуси провозглашается стремление нашей страны к нейтральному статусу, поэтому и необходимо к этому статусу постепенно продвигаться. И постепенно отказываться от иностранного военного присутствия на нашей территории и вхождения Беларуси в военные блоки.
Офицер запаса отмечает, что руководство РФ рассматривает территорию Беларуси как "буферную зону на своей западной границе".

"С их точки зрения это вполне оправданная позиция. А белорусское руководство имеет возможность всегда напомнить Кремлю о военно-политических услугах, которые официальный Минск оказывает России. Естественно, что подобный торг активизируется в периоды важных политических кампаний и в периоды обострения экономических проблем", - подчеркивает Сергей Возняк.

Новости по теме

Новости других СМИ