"Лукашенко, у которого нюх на деньги, как у голодного пса на колбасу, всегда сворачивал туда, где чувствовал запах банкнот"

Андрей Суздальцев, politoboz.com

Летний политический сезон бывает редко богат на крупные политические события. Лето, как правило, уходит на подготовку самого интенсивного и эффективного осеннего политического сезона.

В свою очередь летом происходят встречи на высшем уровне, формулируются идеи и планы на будущие политические кампании, проходят переговоры со спонсорами. Не редкость, когда та или иная значимая персона исчезает с политического горизонта, чтобы вернуться через пару недель отдохнувшим и загоревшим.

Понятно, что после июльского саммита ШОС в Уфе, А. Лукашенко тоже посетит Сочи, увязав свой отдых с политическим расписанием президента России, который по традиции в июле-августе отдыхает и работает в Южной столице России.


Политическая трясина

Беларусь вошла в летний политический сезон в коматозном состоянии. Все, от экономики и политики, находится в «подвешенном» состоянии, словно чего-то ожидая. Ни в одной из сфер жизни страны не принимается ни одно так сказать «судьбоносное» решение. Даже вопрос о выборах так и не решен, хотя дата уже прозвучала (11 октября 2015 г.), но А. Лукашенко не отреагировал на неё традиционными для себя монологами и обещаниями.

Между тем, предвыборная кампания фактически уже идет сама по себе, а если вернее, то скорее плывет, как лягушка в болоте, без официального старта, но в четко выверенном спецслужбами формате.

Поспешное заявление посла РФ о том, что Россия поддержит А. Лукашенко, тоже породило массу вопросов. Между тем, обычно поддержку Москвы действующему президенту всегда озвучивал президент России, но и он сейчас не торопится. Вспомним, что В. Путин за полтора месяца до даты голосования публично поддержал перевыборы Н. Назарбаева, использовав для этого свой визит в Астану… Визита В. Путина в Минск пока не предвидится. Тем более, что если бы президент России сейчас выступил с поддержкой пятого срока А. Лукашенко, то А. Лукашенко тут же потребовал бы от Кремля денег на «праздник волеизлияния», чтобы «не обидеть белорусский народ», а что просить у посла? Очередной прием-банкет?

Кроме того, нельзя исключать и то, что публичная поддержка очередных «перевыборов» А. Лукашенко со стороны В. Путина могла бы частично навредить белорусскому президенту в его интригах на Западе. Не стоит забывать, что основной аргумент, которым оперирует белорусская дипломатия на европейской политической арене – давление Москвы на суверенную Беларусь, а вместе с ней угроза российского «аншлюса»…

Пока же день идет за днем, льют летние дожи и гремят грозы, а глава государства изображает обеспокоенность проблемами в экономике, включая модернизацию деревообработки, которая, как выяснилось, тоже провалилась, заодно постепенно подбираясь к основной теме, которая, видимо, станет ключевой на белорусском телевидении в преддверии выборов – уборке урожая.

Но в любом случае полезно посмотреть то, что предполагалось в начале марта текущего года, прямо перед весенним политическим сезоном.


Задание на весну 2015

Весной автор этих строк писал о том, что в преддверии саммита «Восточного партнерства» в Риге, А. Лукашенко, с одной стороны, придется сделать более-менее однозначный геополитический выбор, а с другой -- обязательно сохранить финансовую поддержку со стороны России: «В ближайшие дни А. Лукашенко должен принять окончательное решение о дате своей пятой реинкарнации, которая, по идее, должна состояться в начале лета.

Однако ситуация вокруг президентских выборов в Беларуси, которая всю зиму до начала марта казалась вполне безмятежной, неожиданно резко осложнилась. Белорусский президент вернулся из Москвы с орденом. И только… Для А. Лукашенко саммит ВП исключительно важен, так как сам факт его участия в данном мероприятии означает признание пятого срока Западом, и, параллельно, выводит официальный Минск из-под удара собственного белорусского «майдана».

Столь солидные дивиденды от присутствия на саммите, который, в свою очередь, будет фантастически антироссийским, проигнорировать А. Лукашенко не сможет. Но для этого необходимо с одной стороны в течение трех месяцев держать и даже расширять диалог с ЕС, ничего при этом не меняя на внутреннем политическом поле (иначе можно опрокинуть пятый срок) и одновременно, с другой стороны, не только сохранить политическую поддержку со стороны Москвы, но и обеспечить подпитку республики в предвыборные месяцы российскими финансами…

Как бы А. Лукашенко не проявлял чудеса ориентирования на политическом ландшафте, как бы он не пробивался через «развилки», но он не может миновать главный перекресток, где ему необходимо все-таки принимать решения, куда свернуть… Обычно, А. Лукашенко, у которого нюх на деньги, как у голодного пса на копченную колбасу, всегда сворачивал туда, где он чувствовал запах банкнот… Бессменный президент РБ должен в ближайшее время определиться. Сама жизнь поставила перед ним такую задачу. Такое у него задание на весну 2015 года. (http://politoboz.com/content/zadanie-na-vesnu-2015).

Прошло почти четыре месяца. Что произошло или не произошло и почему:

- А. Лукашенко за весну так и не определился с датой перевыборов на пятый срок, так как дата была увязана с российской финансовой поддержкой. Москва кредит так и не предоставила, обойдясь небольшими финансовыми решениями, словно проводя расчистку определенных финансовых проблем. Проблема была и в том, что, пожалуй, впервые Кремль настолько жестко и однозначно поставил условия выделения кредита (сумма гуляла от 2 до 4 млрд. долларов), что дальнейшие переговоры отпали сами по себе. Первый шаг был сознательно оставлен за Минском, который он сделать не смог…

- А. Лукашенко прошедшей весной не только расширил с помощью В. Макея диалог с Евросоюзом и США, но даже приступил к выполнению определенных антироссийских задач, которые можно условно назвать «белорусской дорожной картой» по сближению с Западом: отказ от участия в Параде победы в Москве 9 мая, визит в Грузию и т.д. Но в Ригу все-таки поехал В. Макей. Иными словами, «последний и решительный шаг» завис в воздухе… Кроме того, каждый шаг, предпринимаемый против Москвы, активно маскировался невероятно бурным пропагандистским прикрытием, к которому обязательно подключался А. Лукашенко. Стоит вспомнить, сколько сил белорусский президент потратил на то, чтобы оправдаться за свое отсутствие на Красной площади, оказавшись единственным президентом, покинувшим Москву в столь знаменательный день.

- А. Лукашенко за прошедшие три весенних месяца так никуда и не «свернул», что вполне объяснимо: нигде – в России, Евросоюзе и Китае ему не обещали денег. Причем денег почти мгновенно и много. Иными словами никто «батьку» не поманил «запахом банкнот», что, видимо, его очень удивляло.

Более того, после отправки на саммит «Восточного партнерства» министра иностранных дел стало очевидно, что столь долгожданный кредит МВФ тоже «подвис», как и всё в современной Беларуси. Между тем, вопрос о западных деньгах для белорусского режима активно обсуждался в Риге. Именно там появилась финансовая формула «Как Греция».


Хотим, как Греция

В Беларуси и Украине с явным интересом наблюдают за финансовой трагедией, разворачивающейся в Греции. Киев неоднократно упоминал огромную и многолетнюю финансовую поддержку со стороны Евросоюза Афин в качестве примера безусловного спонсора. Наиболее ярким было заявление А. Яценюка от 28 апреля 2015 г.: «Не хочу вдаваться в сравнение, но Греция уже получила 300 млрд долларов. У них нет войны, нет российских танков, они не борются с ядерным государством. Украина получила около 30 млрд евро в рамках общей поддержки – и со стороны МВФ, и стран «большой семерки», имея население в четыре раза больше, чем в Греции» (http://www.vz.ru/news/2015/4/28/742699.html). В общем, Украина обижается и жутко завидует...

Нет нужды объяснять, как завораживает А. Лукашенко сумма европейской поддержки Греции (300 млрд. долларов). Стоит напомнить, что белорусский президент патологически завистлив… Именно поэтому во время всех закрытых консультаций с западными дипломатами В. Макей говорит о помощи Греции с огромным пафосом, требуя тот же формат финансовой поддержки в случае резкого геополитического поворота Беларуси на Запад. Но как-то не получается…

Отсюда и столь напряжённое внимание Минска и Киева к решениям руководства Евросоюза по греческой проблеме, которые должны приниматься на последней неделе июня. Если Брюссель, вернее, Берлин, уступят и ради сохранения Афин в составе еврозоны продолжат поддерживать Грецию, то стоимость «услуг» Киева и Минска существенно возрастут. Однако, если греческий кризис приведет к расколу еврозоны и Германия останется непреклонной, то это, безусловно, снижет европейский энтузиазм белорусского руководства.


Чего ждем?

Пока в Минске ждут денег и войны. Лучше и того и другого вместе в виде политического бутерброда. Расширение обстрелов в Донбассе, которые начались, словно по заказу, с конца мая, в принципе, сделало своё дело – санкции против России на следующей неделе, скорее всего, будут пролонгированы. Это вполне устраивает белорусское руководство, которому явно нравится выступать в роли политического рантье, снимая политические «пенки» с каждого раунда переговоров контактных групп в Минске.

Европа увязывает снятие санкций с России со строгим выполнением минских соглашений исключительно Россией, что выглядит странно. Дело в том, что «Минск-2» процентов на семьдесят состоит из обязательств Киева, из которых украинское руководство ничего не выполнило. Но виновата в этом по странной логике исключительно Москва, что, безусловно, вызывает негодование в Кремле. Ведь гарантами минских соглашений, наряду с Москвой, выступали и Берлин с Парижем, т.е., в принципе, им тоже можно предъявить те же обвинения в стимулировании войны...

Белорусское руководство рассчитывает не только на продолжение «минского» процесса, но и на присоединение к нему «нормандского формата» вместе с Вашингтоном. Поэтому июньский всплеск боестолкновений у Донецка и Луганска было встречено в Минске с надеждой. Впереди забрезжил «Минск-3». Естественно, повторение февральского саммита в Минске этим летом могло бы обеспечить наилучшую внешнюю поддержку и признания итогов октябрьских президентских выборов.


«Минск-3»

Но возникли проблемы. Надежды на участие в «Минске-3» Вашингтона оказались призрачными. На прошлой неделе Дж. Керри и С. Лавров согласовали формат совместного мониторинга конфликта на Украине, не наращивая «нормандский формат», вернее, не «утяжелять» его. Барак Обама в Минск не приедет…

Однако есть проблема гораздо серьезней. Стоит напомнить, что как в Вашингтоне, так и в ряде стран Евросоюза говорят об ужесточении санкций против России. Появились и предложения по расширению санкций, прежде всего, в финансовой и торговой сферах. Проблема для Запада только в незнании того, что можно ожидать в ответ от России.

То, что Россия отреагирует, на Западе не сомневаются, но факт, что российский ответ будет ассиметричным, многих пугает. Есть понимание, что игра в «ответки» может быстро привести к быстрой эскалации уже не противостояния между Западом и Россией, а полномасштабного международного кризиса размаха Карибского.

Помимо глобального эффекта от усиления санкций, есть и региональный аспект, непосредственно связанный с урегулированием кризиса на Украине. Понятно, что в случае ужесточения санкций «минский процесс» мгновенно потеряет свой смысл. У Москвы не останется никаких причин доверять Берлину и Парижу и выступать совместно с ними в роли гарантов, т.е. повторится обман февраля 2014 г., только в роли Януковича в данном случае окажется Москва. Конфликт будет мгновенно расширен на весь континент.

Поэтому, заявление А. Лукашенко на встрече с патриархом Кириллом 20 июня выглядит как-то странно: «Мы будем все делать для того, чтобы как-то смягчить ситуацию, а если возможно, и остановить эту братоубийственную войну» (http://www.unian.net/politics/1091808-lukashenko-zayavlyaet-o-gotovnosti-prilojit-vse-usiliya-chtobyi-ostanovit-voynu-v-ukraine.html). Если учесть, что А. Лукашенко за прошедший год так и не предложил что-то реальное для разрешения конфликта на Украине, и что вокруг украинской трагедии сшиблись супердержавы и Евросоюз, имеющие огромные ресурсы и возможности влияния на Киев и восток Украины, такого рода готовность лидера небольшой и весьма зависимой страны: «если возможно» «остановить эту братоубийственную войну» -- выглядит, по меньшей мере, смешно…


Выборы

Только вот выборы все-таки необходимо проводить, хотя есть ли в них смысл, когда при любом исходе голосования победитель будет назван в первом туре и его имя не меняется уже пятый раз? В принципе, как отметили на одном из форумов, А. Лукашенко мог бы организовать голосование сразу на два срока. Или вообще не проводить этот спектакль, как, к примеру, однажды получилось в Узбекистане, где за уборкой хлопка просто забыли о президентских выборах... Потом, правда, вспомнили и шустро провели.

В Беларуси подобное можно было бы провернуть вполне элементарно. Действительно, а зачем народ мутить, от работы отрывать. Тем более, что сейчас, как выяснилось, белорусы работают мало, а надо, чтобы «папа» на двух работах вкалывал…

Итак, какие есть сценарии президентских выборов?

Продолжение следует

Новости по теме

Новости других СМИ