Союзническое мародерство

Андрей Суздальцев, politoboz.com

"Египетское мародерство" официального Минска не является чем-то выдающимся. Более того, было бы даже странно ожидать от Беларуси какой-либо реальной, а не риторической солидарности.

Аэропорт Хургады, напоминающий издалека группу бедуинских шатров, всегда оставлял неоднозначное впечатление. Тысячи пассажиров с катящимися чемоданами, шумные очереди на регистрацию, рассортированные согласно паспортам, мечущиеся дети, до которых нет никакого дела не отрывающим своего взгляда от планшетов и смартфонов загорелым молодым мамашам, оживленный разговор на украинском языке в магазинах Duty Free на фоне скучающих пограничников, ленивых контролеров и безучастных сотрудников служб безопасности.

Предполетного контроля, как такового никогда и не было. Гора, брошенных как попало, чемоданов на «просвет», проход через непрерывно звенящую рамку, обувь не снимается, как и ремни, символические взмахи рук контролеров с металлоискателем и вперед, в зал ожидания. Нельзя не упомянуть и то, что пассажиры, включая автора этих строк, едва войдя в международный терминал аэропорта, обязательно сталкиваются с «шерпами», готовыми за 10 долларов провести вас без каких-либо затруднений едва ли не в салон самолета.

Нет ни каких сомнений, что данные личные наблюдения вполне могут подтвердить сотни тысяч граждан России и десятки тысяч граждан Республики Беларусь, которые хотя бы раз приезжали отдохнуть в эту, ставшую для многих любимым местом отдыха, древнюю страну. После катастрофы российского аэробуса на Синае ситуация с обеспечением безопасности авиарейсов в египетских аэропортах, хочется надеяться, будет, конечно, улучшаться, но есть два огромных препятствия для столь важной работы, связанных друг с другом:

- нельзя, к сожалению, не согласиться с комментарием BBC о том, что в Египте «за деньги можно всё!»;

- никакие новейшие технологии не помогут наладить безопасность в египетских аэропортах, если нет честного и внимательного персонала. С последним вообще плохо.

Правительство России, после вывоза последних российских туристов, закрывает авиасообщение с Египтом, пока в этой стране не будет коренным образом улучшен входной контроль в аэропортах. Автор, который, наверное, не первый десяток раз вылетал из египетских аэропортов, в свою очередь имеет собственное мнение на этот счет. В частности, вряд ли имеет смысл, в принципе, доверять египетским службам безопасности. Менталитет не переделаешь за пару месяцев. Поэтому, чтобы не потерять крупнейший российский, а также украинский, белорусский и т.д. зарубежный курорт, не знающий зимы, реальным решением проблемы могло быть открытие собственных, в данном случае российских терминалов в аэропортах основных курортных зон Египта.

Белорусские гарантии безопасности

Стоит отметить, что из Египта уходят не только российские авиакомпании. Первыми о том, что покидают эту страну, заговорили британские перевозчики. Но особое впечатление на российскую общественность и СМИ произвел неукротимый оптимизм белорусской компании «Белавиа», руководство которой в лице Игоря Чергинца на прошлой неделе заявило о том, что «Авиакомпания «Белавиа» планирует выполнение чартерных рейсов в Египет в штатном режиме». Основанием для столь нелогичного на фоне эвакуации туристов из Египта заявления руководства единственного в Беларуси государственного авиаперевозчика оказалась твердая уверенность, а скорее «вера», в то, что «В текущий момент работает многослойная процедура проверки. Первоначально досмотр проводится техническими средствами, после чего проходит личный досмотр всех пассажиров, багажа и ручной клади без исключения сотрудниками службы авиационной безопасности и полиции аэропорта (Шарм-эль-Шейх)». Напомним, что англичан и россиян эта «многослойная процедура проверки» в Шарм-эль-Шейхе не убедила. А вот для белорусов они оказались в самый раз…

Более того, в настоящее время доминирует мнение, что именно сотрудники вышеуказанного аэропорта и занесли на борт многострадального российского аэробуса (надо признать, что далеко не первой свежести) взрывчатку. Последствия падения самолета известны. Жертвами катастрофы на Синае стали 224 человека, включая два десятка детей … погибли целые семьи. Однако, заместитель генерального директора «Белавиа» ИгорьЧергинец, являющийся, между прочим, бывшим офицером КГБ РБ, а бывших чекистов, как известно не бывает, «самостоятельно убедившись в обеспечении безопасности в настоящее время на высоком уровне в международном аэропорту Шарм-эль-Шейха», дает гарантии безопасности полетам самолетам авиакомпании «Белавия» в Египет.

Трудно понять, что так приятно поразило И. Чергинца в системе безопасности аэропорта Шарм-Эль-Шейха. Может быть, его порадовал уровень взятки: всего 10 долларов и никаких проблем с безопасностью? Как говорится, дешево и сердито…

Однако, возникает ощущение, что одного из руководителей белорусской государственной авиакомпании радовала перспектива нажиться на чужом горе, хотя, как говорят в народе, «чужого горя не бывает». Но это народная мудрость не относится к белорусскому истэблишменту.


Шакалы

В Африке водится отвратительное животное, которое, как правило, следует по африканской саванне за более крупными хищниками и побирается вокруг пиршеств львов, леопардов и гепардов. В еде шакалы непривередливы, могут удовлетвориться и падалью, но при случае не откажутся от того, чтобы выкрасть и съесть львенка. По этой причине львы относятся к ним, а также к их коллегам – гиенам, крайне негативно. Но с другой стороны, шакалы не в силах завалить, к примеру, крупную антилопу, так что им ничего не остается, как сидеть в кустах и ждать возможности что-нибудь стянуть у сильных и крупных соседей… Но в тоже время, шакалы никогда и не претендовали на статус «союзников» крупных кошачьих… и жизнь у них непроста.

Понятно, что на фоне трагедии с российским авиалайнером официальный Минск, как всегда, ищет возможность «пошакалить» и надеется, что россияне, привлеченные дешевым египетским отдыхом, потекут валютным ручейком в Минск, чтобы, воспользовавшись услугами «Белавиа», добраться до теплого Красного моря. При этом, ради столь вожделенных денег, в Минске считают, что можно, в первую очередь, наплевать на безопасность российских пассажиров (у них же нет, как у белорусов, «знака качества»), а во вторую -- не с меньшим удовольствием, наплевать на усилия «союзника», который туристическим эмбарго пытается добиться от Каира переломного улучшения систем безопасности в египетских аэропортах.

Действительно, с сохранением регулярного расписания между египетскими курортами и Минском Каир получает внешне несокрушимый аргумент перед Москвой: если Республику Беларусь устраивает система безопасности по 10 долларов, то почему её партнер по Союзному государству брезгует столь «прекрасным» уровнем безопасности и старательно очищает солнечные пляжи и бассейны отелей от своих граждан?


Союзническое мародерство

К сожалению, «египетское мародерство» официального Минска не является чем-то выдающимся. Более того, было бы даже странно ожидать от Беларуси какой-либо реальной, а не риторической солидарности, когда в результате очередной коллизии на международной арене у Минска появляются надежды на возможность подзаработать на беде и даже на крови своих соседей. Причем, эта традиционный промысел касается не только валюты, но и политики.

Стоит вспомнить белорусский референдум 2004 г. по устранению из Конституции РБ «счетчика» по переизбранию на пост президента республики, который был выигран на крови детей Беслана.

После грузино-югоосетинского конфликта и появлению визового режима между Россией и Грузией рейс «Белавиа» Минск – Тбилиси из еженедельного вдруг стал ежедневным, а московский Белорусский вокзал превратился в российско-грузинский безвизовый пограничный переход. Причем, на все запросы российских пограничников из Минска приходили ответы в стиле «не знаем», «факты не подтвердились», а в итоге «Республика Беларусь свято соблюдает союзнические обязательства/соглашения» и т.д. Между тем, т.н. белорусско-грузинская «Тропа Лукашенко» функционирует до сегодняшнего дня, но уже с привлечением и украинского контингента.

На противостоянии между Москвой и Западом с 2014 г. Минск, развернув целую сеть центров по переупаковке европейских товаров, заработал миллиарды долларов. При этом белорусские власти весьма истерично воспринимают все попытки их российских коллег перекрыть поставки подсанкционных европейских товаров с белорусскими этикетками.

В результате очередного обострения отношений между Киевом и Москвой было прекращено авиасообщение между двумя странами. Минск тут же запускает дополнительный рейс Минск – Киев, в очередной раз стремясь нажиться на народной, прежде всего украинской беде (большинство пассажиров на российско-украинских линиях -- граждане Украины).

Иногда лицемерие белорусского руководства начинает приобретать совершенно безобразный характер. В частности, выступая за территориальную целостность Украины, не признавая присоединение Крыма к России и снабжая вооруженные силы Украины дизельным топливом и колесной техникой, белорусские поставщики активно насыщают продовольственные рынки ДНР и ЛНР, а также Республики Крым белорусской мясо-молочной продукцией. Как говорится, кому война, а кому…


Суверенное право жить за счет соседа

На основе многолетних наблюдений за финансово-экономическим творчеством белорусских властей, невольно приходишь к определенным выводам: - белорусские власти отличает поразительный и не имеющий аналогов в мировой практике уровень беспринципности, лживости и продажности. В принципе, они ничем не отличаются от продажного персонала египетских аэропортов, который в последнее время изобрел еще один вариант наживы на легковерности европейских туристов – им продают «удобные» места в салонах самолетов. Белорусы готовы летать прямо в ИГИЛ, если это будет выгодно...

- за последние два десятка лет в белорусском политическом классе возникла и закрепилась своеобразная идеология мародеров, в основе которой лежит уверенность в праве Беларуси извлекать собственную выгоду из любого негативного или позитивного явления, а также тенденции или кризиса, который происходит внутри или вокруг России. При этом не возникает даже вопроса об этичности жарить яичницу на соседском пожаре.

Ярким примером проявления данной идеологии явилось подготовленный белорусским правительством в первом полугодии 2015 года целый комплекс требований к России по компенсации убытков, которые понесла белорусская экономика в результате наложенных на Россию западных экономических санкций. При этом в Минске никому даже в голову не пришло, что было бы логичным потребовать компенсаций от инициаторов санкций – США и Евросоюза.

- за прошедшие годы в Беларуси появились вполне успешные методики поиска и анализа разного рода опций, позволяющих Беларуси перехватить от России любую выгоду, не требующую, естественно, каких-либо серьезных вложений. Благо то, что Россия – страна большая и имеющая развитую и многообразную экономику, а также осуществляющая активную и реально независимую внешнюю политику. Так что можно найти превеликое множество возможностей «пошакалить»…

К примеру, не секрет, что в России работают сотни тысяч белорусских гастарбайтеров (официальная белорусская статистика говорит в лучшем случае о нескольких тысячах «специалистов»). Добрый десяток поездов ежедневно и еженощно перебрасывает между белорусскими городами и российскими мегаполисами тысячи трудовых мигрантов. Но и здесь невозможно удержаться от соблазна нажиться на людях, которые не могут найти на Родине рабочих мест с уровнем заработной платы, позволяющей хотя бы как-то выживать. Средняя стоимость билета «туда - обратно» в купейном вагоне между Минском и Москвой достигает 200 долларов – почти месячная зарплата гражданина республики. Для сравнения, место в «Сапсане» до Санкт-Петербурга (на 150 км дальше от Москвы, чем Минск) обойдется почти наполовину дешевле. Белорусские власти словно говорят: «А что ездить - то? Вкалывайте дома!»


С большой ложкой…

Трудно понять, как стремление «пошакалить» вообще как-то соотносится с понятием российско-белорусского союзничества. Наверное, какая-то связь все-таки есть, если вылезшего из «кустов» «союзника» не гонят от очага… Понятно, что со временем такого рода «союзник» наглеет и просто уже сидит и ждет, пока его одарят геополитической «добычей». Но вот, к примеру, сейчас Россия находится в войне с ИГИЛ, уже полтора месяца российские ВКС ведут интенсивную воздушную войну в Сирии. Уровень угрозы со стороны противника, который, как отметил министр иностранных дел России С. Лавров, является «нашей законной целью», очень высокий, что и было продемонстрировано вечером 14 ноября в Париже.

В создавшихся условиях было бы неплохо, если бы к российским эскадрильям в Сирии присоединились хотя бы несколько белорусских самолетов (если, что там еще летает). А то как-то интересно получается: как требовать третий десяток лет дешевую нефть вместе с вывозными пошлинами, да еще самый дешевый в Евразии природный газ, так Беларусь – надежный союзник России, с которой Минск имеет и Союзное государство и совместно строит ЕАЭС. Но вот когда надо бы некую союзническую коалицию построить против террористов или хотя бы обозначить данное союзничество, то из Минска начинают доноситься: «А нам какое дело?!, «это все российские имперские авантюры», «Беларусь – нейтральное государство» и т.д. В общем, как всегда, в кусты… Но недалеко, так как, вдруг представится новая возможность помародерничать на мировой арене. Деньги ведь не пахнут!

Новости по теме

Новости других СМИ