"Просить у людей под лозунгом патриотизма покупать товары анонимных производителей – это абсурд!"

Мария Владимирова, "Завтра твоей страны"

Глава Государственного таможенного комитета призывает белорусов поддержать отечественных производителей и демонстрирует это личным примером. Спасет ли патриотизм белорусов отечественных производителей?

— Никогда не заказывал вещи за границей. Но про AliExpress и Alibaba я слышал в силу своей должности, — приводит слова председателя ГТК Юрия Сенько TUT.BY . — Мои знакомые приобретали там вещи. И они тоже спрашивали у меня, зачем это делается. И я как обыватель, как человек, переживающий за экономику своей страны, объяснял им все как специалист. Вопросы снимались. Вы же не хотите «положить» отечественное производство?

По словам руководителя ГТК, он спокойно носит белорусские вещи. На заседание парламента 25 мая он пришел в костюме «Коминтерн» и ботинках «Марко». Готовы ли белорусы последовать его примеру?


«Производители должны снизить цены и предоставить покупателю больший выбор»

Жительница Слуцка Анастасия Странковская покупает товары за рубежом, чаще всего — на китайских сайтах. После введения лимита в 22 евро на зарубежные посылки она отказалась от некоторых покупок. Например, решила не заказывать в Европе бэушный айфон и купила его в Минске.

Анастасия отмечает, что не заказывала так много вещей, чтобы лимит превышать.

— Если буду делать покупки на большую сумму, разделим заказы на всю семью, включая маму и мужа. Но если я захочу заказать куртку или зимний пуховик (они стоят около 40 долларов), то придется платить пошлину.

По мнению собеседницы, было бы логичнее ввести ограничение не 22 евро в месяц, а например, 264 евро в год.

— Кто-то может раз в год заказать товар за 30 евро – и будет вынужден платить дополнительный сбор в казну, а кто-то каждый месяц покупает на 22 евро – и ничего не платит, — объясняет Анастасия.

Опыт Насти развенчивает миф о китайском ширпотребе. По ее словам, на AliExpress есть магазины, где продается качественная одежда – по смешным ценам.

— Летние майки – по 3-4 доллара. Весеннюю куртку мужу купили за 27 долларов – строчка к строчке – идеально сшита. Женский зимний пуховик приобрели за 37 долларов – у нас на рынке такие 2-2,5 млн стоили.

Введение лимита на зарубежные покупки не мотивировало Анастасию покупать больше белорусских товаров.

— Мы по-прежнему покупаем белорусскую обувь и нижнее белье. Кстати, мужская одежда наших производителей стоит дешевле, чем на китайских сайтах.

Чтобы раскупались товары белорусского производства, производители должны снизить цены и предоставить больший выбор, считает Анастасия.

— В универмаге «Слуцк» нашла кожаные сандалии белорусского производства за 915 тысяч рублей. Мне жалко отдавать такие деньги за обувь на сезон. То же касается продукции Беллегпрома. Летнее платье стоит 850-900 тысяч рублей – в китайских магазинах за 10-15 долларов продают, — рассказывает покупательница.


«Белорусы продолжат покупать там, где дешевле и качественнее, голосуя рублем и ногами против вопиющей социалистической политики»

— Когда власти сначала издеваются над людьми инфляцией, девальвацией, снижением зарплат, угрозой безработицы, а потом говорят «Покупайте белорусское!» (причем белорусское предлагается в 2-3 раза дороже, чем можно купить в соседних странах) – это звучит как «покупайте товары избранных номенклатурных любимчиков, которые не могут управлять своими предприятиями качественно, поэтому вы переплачивайте за их лень, бесхозяйственность, безалаберность и непрофессионализм», — комментирует предложение председателя ГТК руководитель научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

Экономист уверен: в этом контексте белорусы скорее будут действовать вопреки, нежели из чувства патриотизма.

— Патриотизм – это когда ты при прочих равных выбираешь производителя, которого знаешь, который живет рядом с тобой, участвует в гражданских кампаниях, предлагает рабочие места и ведет гражданский диалог. Таких производителей грех не поддержать. Это и есть патриотизм в экономике. Но когда тебе предлагают некие обезличенные товары с отвратительным маркетингом, брендингом покупать только потому, что за ними стоит Министерство промышленности, Беллегпром или БПХО – это пошло, низко и контпродуктивно, — говорит эксперт.

Как нужно относиться к продвижению белорусских товаров, чтобы белорусы захотели их купить?

— Если это будет производство частное, мы будем знать фамилии собственников, которые будут гордиться тем, что они будут делать на родной земле, которые будут платить налоги, честные прозрачные, идущие на благие дела. У нас же 40 % кредитов идут на госпрограммы, которые засекречены от населения. Государственные инвестиционные программы засекретить от людей, а потом просить у них под лозунгом патриотизма покупать товары анонимных производителей – это абсурд! — считает Ярослав Романчук.

По мнению эксперта, белорусы продолжат покупать там, где дешевле и качественнее, «голосуя рублем и ногами против вопиющей социалистической политики».

Новости по теме

Новости других СМИ