Ситуация грозит социальным взрывом

Владимир Ковалкин, naviny.by

За последние несоколько месяцев руководство страны приняло целую серию законодательных актов, которые вносят изменения в механизм распределение господдержки.

И это понятно: казна оскудела, «флагманы» в убытках, денег на всех не хватает — появилась потребность в каком-то ином механизме перераспределения бюджетных денег. Неужели благодаря кризису государственная поддержка в Беларуси станет более эффективной?

Вокруг темы господдержки сломано немало копий — условные «либералы» традиционно выступают против такой формы участия государства в экономике страны, поскольку она создает условия, при которых хронически убыточные государственные предприятия выживают за счет финансовых вливаний из бюджета страны, то есть за счет граждан и более эффективных коммерческий компаний.

Такие же условные «агро-социалисты» возражают, что без господдержки многие флагманы отечественной промышленности остановятся, а люди, работающие на них, останутся без зарплаты. И это правда — на сегодняшний день на госпредприятиях, которые в любой момент могут оказаться банкротами, работает около 1,5 млн человек. Ситуация грозит социальным взрывом, поэтому желание руководства страны не допустить бунта и выхода людей на улицу тоже понятно.

Однако, если посмотреть на эту ситуацию с технической точки зрения, то она не кажется такой уж безнадежной. Просто господдержку нужно оказывать не всем подряд, а тем, кто испытывает временные финансовые трудности и благодаря дополнительной помощи со стороны государства способен выкарабкаться из тяжелого финансового положения. Остальных безусловно дешевле банкротить, а безработным выплачивать адекватные пособия, вместо взимания «налога на тунеядство».

Но вернемся к новому механизму распределения господдержки, в рамках которого деньги должны выделяться не на основании запросов предприятий, как это было ранее, а исходя из стратегических приоритетов развития экономики страны, да еще и на условиях открытого, гласного и конкурентного конкурса.

Так, согласно 347-му постановлению Совмина, конкурс на оказание государственной поддержки должен проводить заказчик госпрограммы. Что важно, для проведения конкурса этот самый заказчик создает конкурсную комиссию и определяет критерии отбора конкурсных предложений. С точки зрения неискушенного в распределении бюджетных денег обывателя все выглядит замечательно: комиссия, конкурс, критерии выбора — сплошной либерализм и разгул конкуренции.

А теперь на конкретном примере рассмотрим, как на самом деле будет организован этот конкурс. Вот есть госпрограмма «Комфортное жилье и благоприятная среда», в рамках которой одним из заказчиков является Министерство ЖКХ. Допустим, в рамках этой программы предполагается выделение средств на омолаживающую обрезку деревьев. Как думаете, кто победит в этом конкурсе, при условии, что обрезкой деревьев традиционно занимается местный «Зеленстрой», директора которого назначает местная исполнительная власть, представители которой сами же и будут проводить конкурс?

Возьмем другой пример — государственную программу «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры», за которую отвечает Министерство связи и информатизации. В рамках этой программы предполагаются мероприятия по развитию облачных технологий. Сможет ли в конкурсе победить какая-нибудь частная компания, при условии, что в нем будет участвовать СООО «Белорусские облачные технологии», 51% уставной доли которого принадлежит РУП «Национальный центр обмена трафиком»?

И если посмотреть на сложившуюся практику проведения госзакупок, то это вопросы отнюдь не риторические.

Получается, что, несмотря на все декларации об открытости и гласности выделения господдержки, новым процедурам будет не хватать самого главного — конкуренции при выборе исполнителя. А это будет происходить, поскольку заказчик и исполнитель госпрограммы не только не разделены, но и выступают единым фронтом.

Сложно себе представить высокопоставленного чиновника, который откажет в выделении денег назначенному им же директору, который в случае отказа в выделении денег завалит показатели министерству или исполкому. И пока заказчик и исполнитель заодно, пока в самом механизме проведения конкурса изначально заложен конфликт интересов, все эти конкурсы будут оставаться простой формальностью.


Об авторе.

Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Новости по теме

Новости других СМИ