Владимир Ковалкин: В ближайшие месяцы Беларусь может столкнуться с полномасштабным финансовым кризисом

Владимир Ковалкин, naviny.by

Одним из результатов жёсткой денежно-кредитной политики Нацбанка стало ухудшение финансового состояния госпредприятий и рост их проблемной задолженности перед банками.

Вместе с тем, к основным причинам бедственного положения госкомпаний следует отнести и неэффективный менеджмент, и низкую конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Продолжит ли руководство страны политику экономической стабилизации и заплатит за это чередой банкротств госпредприятий или же сорвется и напечатает новые ничем не обеспеченные деньги, чтобы в очередной раз спасти «трудовые коллективы» и собственные политические рейтинги — большой вопрос.

Причины нарастания кризисной ситуации в финансовой системе Беларуси понятны.

С одной стороны, Нацбанк пытается обуздать инфляцию, ограничивая рост рублевой денежной массы и сохраняя ставку рефинансирования на высоких уровнях. Как следствие мы имеем высокие ставки по депозитам и фактически запретительные ставки по кредитам для бизнеса, особенно если учесть относительно невысокую инфляцию и более или менее стабильный курс рубля. Политику Нацбанка поддерживает Совмин, сокращая объёмы господдержки и льготного кредитования ввиду бюджетных ограничений и необходимости изыскивать средства для выплат по госдолгу.

С другой стороны, белорусские госпредприятия уже не первый год вынуждены работать в условиях постоянно сокращающегося спроса на их продукцию. Внешний спрос проседает из-за падения потребления на российском рынке, внутренний — из-за сокращения реальных доходов населения, а также уменьшения объемов эмиссионного кредитования экономики.

В результате госпредприятия вынуждены держать двойной удар. Первый приходится по финансам предприятия. Он связан с проблемой рефинансирования старых долгов и отсутствием возможности покрывать накапливающиеся убытки за счет господдержки. Второй бьёт по продажам и приводит к падению валютной выручки от реализации продукции, что усиливает эффект первого удара. Это происходит на фоне больших курсовых разниц, которые возникли из-за высокого объема ранее привлеченных валютных кредитов. В итоге имеем рост проблемной задолженности перед банками и катастрофические убытки.

Так, объёмы проблемной задолженности в национальной и иностранной валютах продолжают нарастать угрожающими темпами. В среднем по экономике объём проблемных кредитов в номинальном выражении за год вырос в 2 раза. Хуже всего дела обстоят в строительстве, здесь рост составил 3,1 раза. Промышленность и сельское хозяйство также не отстают — рост проблемной задолженности составил 1,7 и 2,5 раза соответственно.

Владимир Ковалкин: В ближайшие месяцы Беларусь может столкнуться с полномасштабным финансовым кризисом

Удельный вес нерентабельных организаций также бьёт рекорды: на 1 мая 2016 года их доля достигла 29%. При этом у 45,5% рентабельных предприятий показатель этой самой рентабельности находится в пределах от 0 до 5%. Это значит, что в любой момент они могут стать убыточными. Если суммировать убыточные и низкорентабельные предприятия, то их доля может перевалить за 60%.

Владимир Ковалкин: В ближайшие месяцы Беларусь может столкнуться с полномасштабным финансовым кризисом

В ближайшие месяцы Беларусь может столкнуться с полномасштабным финансовым кризисом. А если так, то руководству страны придется решить непростую дилемму – либо включить печатный станок и запустить очередной девальвационный цикл, либо банкротить госпредприятия. В первом случае в течение года-двух мы получим очередной экономический кризис с последующим падением зарплат до уровня 250-300 долларов. Во втором — катастрофический рост безработицы, поскольку на госпредприятиях работает около 1,5 млн. человек.

Возможен и третий вариант — отдать активы госпредприятий банкам за долги. Помните как в недавнем прошлом банкам навязывали подшефные колхозы? Так вот в этом случае отдавать уже будут не только колхозы, но и практически все убыточные госпредприятия. Однако вряд ли президент пойдет на этот шаг, уж слишком велики политические последствия такого сценария.


Об авторе.

Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Новости по теме

Новости других СМИ