Москва опять предлагает Беларуси поменять порты

Александр Ярошевич, Naviny.by

Поставки белорусских грузов через российские порты имеют несколько слабых мест.

Россия хочет увеличить поставки белорусских грузов через свои порты и заманивает серьезными скидками. Но выгодное предложение россиян вызывает сомнения у экспертов.


Внушительная скидка

На этой неделе правление ОАО «Российские железные дороги» рассмотрит возможность скидки в 25% на транзитные перевозки бензина, дизтоплива и мазута с белорусских нефтеперерабатывающих заводов в северо-западные российские порты, пишет «КоммерсантЪ».

Со ссылкой на источник в РЖД издание отмечает, что скидка сделает тариф железных дорог России в этом направлении сопоставимым с тарифами на перевозку нефтепродуктов в литовские порты Вентспилс и Клайпеда. До сих пор нефтепродукты из Беларуси в направлении портов России не шли, отмечает «КоммерсантЪ», поэтому любой привлеченный объем высокорентабельных перевозок нефтепродуктов позволит РЖД получить дополнительные доходы.

Предполагается, что скидка будет действовать до конца 2018 года. Если она будет принята в обычном порядке, то вступит в силу через десять дней после публикации решения. В ОАО «РЖД» от комментариев отказались.

Ранее РБК сообщал, что вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты может быть поднят на совещании у спецпредставителя российского президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергея Иванова с участием ОАО «РЖД» и топ-менеджеров нефтегазовых компаний.

«Транснефть», в частности, предлагает закрепить обязательства Беларуси по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты в межправительственном соглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ.

Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что такая переориентация возможна при условии льгот — предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям.


Сомнительная выгода

В тоже время поставки белорусских грузов через российские порты имеют несколько слабых мест, отмечают эксперты.

Во-первых, доставка занимает больше времени, поэтому на данный момент Беларусь в основном поставляет нефтепродукты через Прибалтику.

«Из Новополоцка идет прямой поезд через Даугавпилс на Рижский порт. За семь-восемь часов он уже в порту под кораблем. А по дороге на порты в Санкт-Петербурге надо делать практически две перецепки. Это на полтора суток дольше», — объясняет независимый эксперт из Минска, член Всемирного общества инженеров-логистов Валерий Козлов.

При этом, как отмечает специалист Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника» Олег Сходкин, при доставке груза в российские порты есть риски, связанные с, так сказать, национальными особенностями.

«Это у нас он прошел, как положено, в течение суток, а до Петербурга он может и неделю ехать. В России от этого не застрахован никто», — отмечает Олег Сходкин.

Выходит, резюмирует эксперт, если РЖД предоставит скидку, то российский тариф будет сравним с прибалтийским, но доставка груза будет занимать больше времени, а риск форс-мажорных ситуаций возрастет.

Во-вторых, белорусские компании немало денег вложили в развитие инфраструктуры в прибалтийских портах. К примеру, «Беларуськалий» купил долю в одном из терминалов в Клайпеде. Вряд ли компания будет заинтересовано в том, чтобы терминал простаивал.

«Это как купить машину, чтобы она стояла в гараже. Никто на это не согласится. Это же какие убытки!» — отмечает Валерий Козлов.

В-третьих, белорусский бизнес имеет отлаженные схемы взаимодействия с прибалтийскими партнерами. В случае переориентации на российские порты деловые связи придется выстраивать заново, что потребует дополнительных затрат.

«Надо будет выстраивать отношения, открывать свои представительства и так далее. То есть, если даже если РЖД снизит тарифы, то готовы ли наши бизнесмены поменять давно устоявшиеся отношения с латышскими и литовскими портовыми властями на новые отношения в портах Санкт-Петербурга?» — задается вопросом член Всемирного общества инженеров-логистов.

В-третьих, немаловажную роль в данном деле играют геополитические факторы.

«Латвия и Литва — это давние партнеры с предсказуемым европейским законодательством, и менять сегодня коня на переправе и ложиться под неопределенности российской внешней политики, боюсь, не так просто», — отмечает Валерий Козлов.


Попытка № 2?

Варианты переориентации поставок белорусских грузов с портов Литвы и Латвии на российские уже обсуждались четыре года назад. Осенью 2012 года с таким заявлением выступил Александр Лукашенко, назвав это «принципиальным решением».

Как и сегодня, в 2012-м тема российских портов возникла на фоне конфликтной ситуации с поставками в Беларусь российских углеводородов — Москва отказывалась на 2013 год подписывать требуемый Минску объем поставок нефти.

Однако тогда был и еще один мотив — белорусские власти активно работали по вопросу снятия европейских санкций, поэтому тема переориентации на российские порты имела и еще одного адресата.

Теперь же у Минска с европейскими партнерами диалог наладился, и нужды пугать их серьезными экономическими потерями уже нет.

Новости по теме

Новости других СМИ