Чиновники анонсируют революционные улучшения бизнес-климата

Ольга Лойко / TUT.BY

Иллюстративное фото
Неожиданный для многих взлет Беларуси в очередном рейтинге Всемирного банка Doing Business-2017, 37-е место среди 190 стран мира, не убедил скептиков.

Но чиновники, собравшиеся в понедельник на круглый стол в Минэкономики, заверили, что почивать на лаврах не намерены. Они анонсировали несколько новых кредитных проектов и ряд существенных изменений законодательства, заверив, что реформы делаются ради бизнеса и устойчивого роста экономики, а не места в рейтинге.

Первый заместитель министра экономики Александр Заборовский отметил, что рейтинг Doing Business для Беларуси — хорошая возможность «сравнить себя во времени и пространстве». Прошлогоднюю позицию страна улучшила сразу на 13 мест, обогнав при этом некоторых соседей, в частности, Россию и Украину.

Он призвал обращать внимание не только на относительные преимущества страны, то есть конкурентоспособность и привлекательность нашей юрисдикции по сравнению с соседними, но и на абсолютные, где Беларусь находится среди мировых лидеров. «Сейчас открыть бизнес можно в течение трех дней — необходимо два документа и две процедуры. И надо, чтобы таких примеров, где страна обладает абсолютными преимуществами, становилось больше», — подчеркнул замминистра.


Дешевые деньги

Заборовский анонсировал на 2016−2017 годы несколько новаций под эгидой Минэкономики. «Я бы отметил серьезную работу, которую Минэкономики ведет по внедрению системы оценки регулирующего воздействия на бизнес. Это то, что является одной из лучших практик smart governance — главный тренд в том, чтобы вместе с бизнесом решать проблемные вопросы, четко оценивать комплекс последствий при принятии тех или иных регулирующих мер. Чтобы каждый госорган, разрабатывая нормативно-правовые акты, был обязан проводить оценку последствий. Уверен, за пять лет мы это сделаем хорошей практикой», — подчеркнул он.

Среди других изменений — перевод до конца 2017 года 25 наиболее распространенных административных процедур в электронный формат.
Большое внимание уделено улучшению доступа к финансированию и кредитованию. В частности, Заборовский анонсировал, что уже с 1 ноября Фонд финансовой поддержки предпринимателей выводит на рынок новые условия стимулирования малого предпринимательства — рублевые кредиты и возможность лизинга под 10% годовых на конкурсной основе. Сумма финансовой поддержки составит до 210 тыс. рублей на одного субъекта хозяйствования, срок — до 5 лет, основное конкурсное условие — создание рабочих мест. Конкурсы обещают проводить каждые 15 дней. Новый продукт, уверен замминистра, станет бенчмарком для рынка и заставит «подвинуться» в ставках и других участников финансового рынка.

В середине 2017 года, продолжил он, должен развернуться и проект со Всемирным банком, который готов выделить около 36 млн долларов под ставку не более 7% годовых на срок до 15 лет для малого и среднего бизнеса. Для развития инновационного предпринимательства в 2017 году планируется выделить около 17 млн евро. Средства пойдут на гранты для инновационного бизнеса, речь о гринфилд-проектах и поддержке уже действующих компаний.


Полезное банкротство

Замминистра экономики Александр Ярошенко отметил сработавший отложенный эффект от вступления в силу в 2013 году закона о банкротстве, из-за чего позиция Беларуси по параметру «разрешение неплатежеспособности предприятий» улучшилась до 69-го места с прежнего 95-го. Замминистра уверен, что прогресс продолжится: «Мы внесли в Палату представителей уже новый проект закона о банкротстве, где мы предлагаем ряд инноваций». В частности, все процедуры хотелось бы вести в электронном формате, что увеличит прозрачность и снизит издержки, — пояснил замминистра.

Он также обратил внимание на целесообразность более раннего ухода под защиту суда в процессе банкротства. Сейчас есть коэффициенты неплатежеспособности, позволяющие говорить о процедуре санации и банкротства, пояснил Ярошенко, а «хотелось бы видеть, что юрлицо может уйти в процедуру раньше, добровольно объявив о банкротстве, если он видит, что не может обслуживать долговые обязательства». «Эта процедура будет для нас достаточно новая. Я бы сказал — революционная. Ее цель — дать возможность начать работу с чистого листа», — добавил он.


Строительный прогресс

Заместитель министра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич подчеркнул, что в министерстве уже готова дорожная карта мероприятий, позволяющих сделать более простыми и прозрачными процедуры сбора всей документации для получения разрешения в строительстве. Кроме того, для улучшения бизнес-климата важно, чтобы планы территориального развития были доступны бизнесу, уверен он.

«Мы по привычке думали, что бизнесу нужна информация только по конкретной инвестиционной площадке. На самом деле важный момент при принятии решения о целесообразности размещения того или иного объекта зависит от перспектив развития всей территории, от определенных обязательств местных органов управления», — подчеркнул Семенкевич. Замминистра отметил, что сам просмотрел сайты исполкомов, и практически нигде, кроме Минска, нет ни генерального плана города, ни детальных планов территорий.

Вторым важным вопросом Семенкевич назвал вопросы экспертизы проектов. «Мы будем стремиться к тому, чтобы оставить только одну экспертизу — государственную вневедомственную экспертизу, без необходимости дополнительного согласования экспертиз в других органах власти, в частности, в Минприроды, в санслужбах. Это избыточная перестраховка. А потом мы начинаем друг на друга перекидывать ответственность. А должна быть единая экспертиза, проверяющая соответствие данного проекта нормативно-правовым документам, техрегламенту безопасности зданий и сооружений», — подчеркнул он. Пока начата работа в этом направлении с Минприроды.

Ведется работа и в отношении приема объектов в эксплуатацию. В частности, из процедуры выдачи заключения о приемке уже готова выйти МЧС. «Речь идет о том, что органы Госстройнадзора должны быть ответственны за получение всех необходимых заключений, чтобы заказчик и инвестор не бегал по различным инстанциям и не уговаривал ту или иную службу выдать заключения», — пояснил Семенкевич.


Налоговая стабильность

Заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая напомнила про проведенную большую работу по упрощению налоговой системы, отметив, что «необходимо продолжать реформу в налоговой сфере». Она напомнила, что с июля нынешнего года в Беларуси обкатывается механизм электронных счетов-фактур. «Внедрение этого механизма, на наш взгляд, позволит снять ограничения по входному НДС под основную ставку (во многом из-за претензий по этой позиции Беларусь в рейтинге откатилась на 99-е место. — Прим. ред.) если не по всем товарам, то по инвестиционным — оборудованию, материалам, комплектующим», — пояснила замминистра.

Она также анонсировала ожидаемое бизнесом совершенствование взимания налога на недвижимость. «В ближайшее время Совмин эти предложения рассмотрит», — заверила она.

При этом Селицкая признала, что давно обещанного моратория на изменения налогового законодательства пока в полном объеме не получается. «Но важно уже то, что в течение финансового года мы не планируем менять свое налоговое законодательство. Но стабильное налоговое законодательство, безусловно, очень важно», — добавила она.

«Направление развития мы видим по такому критерию, как индекс качества управления земельными ресурсами», — рассказал зампред Госкомимущества Вячеслав Абрамов. Он также рассказал про подготовленный проект указа, направленный на совершенствование регулирования отношений в области охраны земельных ресурсов. «Речь идет о полном переводе на электронный документооборот всех действий, связанных с предоставлением земельных участков», — пояснил Абрамов.


Права кредитора

Начальник главного юридического управления Нацбанка Олег Карнач особое внимание уделил вопросу защиты прав кредиторов, признав, что здесь у Беларуси пока успехи скромные. В частности, предполагается «серьезный пересмотр законодательства и внедрение институциональных улучшений, которые ранее не были характерны для нашей правовой среды». Уже принят указ президента о реестре движимого имущества, обремененного залогом.

«Инвестор, приходя в ту или иную юрисдикцию, желает, чтобы его интересы были максимально защищены. В данном случае вопросы обеспечения потенциальных инвесторов стоят в первых рядах. Пока зачастую обеспечительная функция залога не играла свою роль — существующая система очередности платежей не позволяла в ряде случаев обеспеченным кредиторам получать удовлетворение от реализованного залогового имущества», — признал Карнач. Теперь эта проблема в значительной степени должна быть снята.

«Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в ближайшее время планируем расширить круг обременений, информация о которых будет подлежать включению в названный реестр», — отметил начальник юруправления.

Новости по теме

Новости других СМИ