Лукашенко не забыл про перехват

Александр Братерский, Антон Линник, gazeta.ru

Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Украинские диспетчеры действительно угрожали сбить самолет «Белавиа».

Газета администрации президента Белоруссии «Беларусь сегодня» опубликовала расшифровку переговоров экипажа самолета авиакомпании «Белавиа» с украинским диспетчером.

«Белавиа-840, поступило указание, вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета Жуляны. За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват», — говорится в ней.

Представитель украинской службы контроля воздушного движения также говорит, что такое указание «поступило от военного руководства».

Инцидент произошел в небе над Украиной 21 октября этого года. Вылетевший из Киева в Минск самолет белорусской авиакомпании «Белавиа» через 20 минут полета был вынужден вернутся в аэропорт Жуляны по указанию наземных служб. Украинские власти заявили, что на борту самолета находится пассажир, представляющий угрозу безопасности Украины. Впоследствии оказалось, что им оказался сочувствующий пророссийским сепаратистам журналист Армен Мартиросян. Он воспользовался рейсом Киев – Минск, чтобы далее попасть в Москву: из-за конфликтных отношений между Россией и Украиной прямое воздушное сообщение прекращено.

Представители «Украэроруха» (контролирует все полеты над территорией страны) потребовали от командира воздушного судна срочно вернуться в аэропорт вылета. «За 50 км до входа в воздушное пространство Республики Беларусь командиру воздушного судна поступило указание от диспетчера управления воздушного движения районного центра «Киев», входящего в государственное предприятие обслуживания воздушного движения «Украэрорух», о немедленном возврате без объяснения каких-либо причин», — говорится в официальном сообщении авиакомпании «Белавиа».

Спецслужбы сняли заинтересовавшего их пассажира с рейса, провели дополнительный осмотр в попытке найти флешку с информацией, «представляющей угрозу безопасности Украины», после чего отпустили следовать дальше по маршруту следующим самолетом. При этом официальные лица отрицали возможность угроз применения военной авиации и никаких извинений пассажирам и экипажу самолета, равно как и официальному Минску, принесено не было.

Как рассказал журналистам позже сам Мартиросян, украинские власти могли бы задержать его, пока он пил кофе в аэропорту, и просто не дать сесть в самолет, если бы они этого хотели.


Претензия в вольном стиле

Опубликованная в газете администрации президента Беларуси расшифровка переговоров снабжена эмоциональным комментарием.

«Есть вещи, которые нельзя прощать никому. Даже друзьям. Тем более если ты протягиваешь дружескую ладонь, а тебе кладут в нее камень».


Публикация заканчивается прямым призывом дать официальное извинение, а также намеком на необходимость наказания «зарвавшихся начальников» и «впавших в раж чиновников средней руки».

«Пресс-секретарь Службы безо­пасности Украины весьма экспрессивно заверила белорусов, что, во-первых, «ничего страшного не произошло», во-вторых, «безопасность для нее и коллег» — священная корова, а что касается угроз насчет «боевой авиации, то вы, дорогие белорусские друзья, не придумывайте — ничего такого не было и быть не может», — сетует редактор «Беларусь сегодня».

Публикация в официальном печатном органе скорее всего означает, что руководство страны и ее глава Александр Лукашенко посылают жесткий сигнал Киеву. Ситуация может обернуться резким охлаждением отношений. Напомним, что на протяжении конфликта России и Украины Лукашенко занимал позицию над схваткой, не признал вхождение Крыма в состав России, поддерживал дружеские отношения с главой Украины Петром Порошенко. Минск также является главной точкой международных переговоров по урегулированию на Украине.

Как отмечает эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, Беларусь не сразу стала так жестко реагировать на конфликт, а держала вначале выжидательную позицию, «учитывая момент с минским процессом». «В Минске, вероятно, ждали, что Киев сам отреагирует и примет превентивные меры, не ожидая заявлений со стороны Белоруссии», — предполагает Перенджиев. По словам эксперта, ему непонятно, зачем Киеву идти на обострение с Минском. «Это означает отсутствие просчитывания риска. Это им аукнется. Лукашенко обязательно ответит», — говорит он.

Политолог Олег Бондаренко считает, что отношения между Киевом и Минском и так не самые лучшие. «У Лукашенко своя игра, и он будет играть в нее дальше. Он считает, что может выступить мостом между Украиной и Россией. Однако Москва так не считает», — сказал Бондаренко «Газете.Ru».


Хорошая мина

Украинские власти до последнего опровергали тот факт, что угрожали пилотам белорусской авиакомпании поднять в воздух боевые самолеты. По словам пресс-секретаря СБУ Елены Гитлянской, там уже ознакомились с расшифровками переговоров между украинскими диспетчерами и экипажем самолета авиакомпании «Белавиа». Но спикер настаивает, что ведомство не давало никаких указаний относительно подъема истребителей в воздух. «Это абсурд. Мы не присутствовали на переговорах, и я не могу расписываться за «Украэрорух», – заявила она и предположила, что сработал человеческий фактор. Получить комментарий представителей «Украэроруха» не удалось, но в неофициальных разговорах их представители утверждают, что действуют по указанию СБУ.

Крайнего в разразившемся дипломатическом конфликте между Украиной и Беларусью пока не нашли. Но как это отразится на отношениях между странами? «Мы рассчитываем, что конфликт будет урегулирован и никаких сложностей во взаимоотношениях с Беларусью не возникнет», — сообщил источник в администрации президента. Но оправдываться Украина не спешит, что связано с угасанием торговых отношений между странами. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2015 г.оду в Беларусь экспортировано товаров на сумму $77 млн, что на 31% меньше по сравнению с предыдущим годом. Импорт за этот же период сократился в 1,3 раза, до $80,9 млн.

На этом фоне вдвое в прошлом году вырос пассажиропоток между Киевом и Минском, через который сейчас все украинские пассажиры летают в Москву. «Белавиа» выполняет четыре рейса из украинской столицы в день и перевозит не менее 500 пассажиров в сутки. Белорусский перевозчик, вероятнее всего, будет основным проигравшим в случае ухудшения отношений с украинскими авиационными властями.

Новости по теме

Новости других СМИ