Эксперт: Население Беларуси беднеет, экономика стагнирует, крупные предприятия под угрозой закрытия

regnum.ru

Александр Лукашенко обратился 19 апреля с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, в котором дал оценку белорусско-российским отношениям. Российский эксперт Андрей Рязанов 22 апреля в интервью ИА REGNUM прокомментировал данную часть послания:

"Во-первых, хотел бы остановиться на проблеме роста средней зарплаты. Да, действительно, республике удалось достичь средней зарплаты в $500. Это позволило Белоруссии по итогам 2012 года занять четвертое место среди стран СНГ по уровню средней зарплаты, пропустив вперед себя только Россию ($859), Казахстан ($678) и Азербайджан ($510). Достижение, конечно, весомое, и на фоне той же Украины ($370) или Армении ($300), не говоря о среднеазиатских республиках, смотрится неплохо.

Однако парадокс заключается в том, и об этом свидетельствует анализ белорусской статистики, что реально на эти $500 средней зарплаты сейчас можно купить на 10-15% меньше продуктов питания, чем, например, тогда, когда средняя зарплата составляла $300, не говоря уже о стоимости коммунальных услуг. Произошла ситуация, когда правительство республики, положив больше в один карман граждан, тут же из другого забрало еще больше. Т.е. реально, а не на бумаге, люди стали беднее, чем в 2010 году до последней девальвации. Соответственно, работа по повышению эффективности экономики, системы налогообложения и распределения общественного богатства в республике предстоит еще большая.

Во-вторых, весьма интересно, откуда появилась в докладе президента цифра роста ВВП в 3,5%, когда с января по 16 апреля 2013 года включительно официальными источниками озвучивалась совсем другая цифра - только 1,5% роста ВВП, и это при том объеме растворительно-разбавительного бизнеса, который "оживил" белорусскую экономику по приблизительным оценкам экономистов на $4-4,5 млрд (5-6% ВВП республики по итогам 2012 года - $63 млрд). Эти данные говорят о том, что если бы не растворительно-разбавительный бизнес, рост экономики республики в 2012 году был бы отрицательным, что означало бы рецессию.

Вывод о том, что остальные отрасли белорусской промышленности, за исключением нефтепереработки, переживают непростой период, подтверждается и следующей информацией, которую в своем выступлении озвучил Александр Лукашенко: "Запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении, практически в два раза больше прошлогоднего". Т.е. промышленность производит товар, который либо не востребован рынком, либо который в силу слабости маркетинговых стратегий, белорусские предприятия просто не могут продать. Эта информация подтверждается и анализом открытых источников.

В-третьих, определенные вопросы вызвало заявление белорусского президента о том, что он не допустит "бандитской акции" в виде слияния двух автозаводов - минского ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ". Хотя, как я помню, 15 марта на Госсовете Союзного государства президент России Владимир Путин сказал, что этот вопрос решен.

Конечно, можно делать любые заявления, вопрос заключается в том, как это отразится на экономическом состоянии того же МАЗа. Если посмотреть, то МАЗ уже испытывает определенные трудности со сбытом на российском рынке. Так, в марте месяце МАЗ перешел на четырехдневный режим работы, что связывают с падением продаж в России. А по неофициальной информации, обсуждается возможность ухода рабочих МАЗа на каникулы в мае почти на полмесяца: с 1 по 14 мая. Согласно данным статистики, в 2012 году на российском рынке МАЗ реализовал 13,4 тыс крупнотоннажных грузовиков и его доля на рынке грузовиков 14-40 тонн по итогам 2012 года составила около 12,8-13%. Однако по итогам января-февраля этого года доля МАЗа в продажах новых грузовых автомобилей на российском рынке снизилась почти на 3% и составила 10,1%.

По мнению российских экспертов, доля МАЗа на рынке России может сократиться еще больше. И не только потому, что продолжается рост импорта европейских брендов и усиление конкуренции, но и по причине возможного введения в России утилизационного сбора для автопроизводителей. Как показали расчеты агентства "Бизнес-новости", в случае введения Россией утилизационного сбора для автопроизводителей Таможенного союза стоимость автомобилей МАЗ на российском рынке грузовиков 14-40 тонн может вырасти на $7-14 тыс, в результате чего МАЗ может остаться без российского рынка сбыта, на который приходится около 80% продаж белорусского производителя грузовиков.

Такой ход развития событий вполне может привести к закрытию предприятия. Поэтому, естественно, что инициативы такого рода, которые, по сути, не только ставят под вопрос интеграцию белорусской и российской экономики, конкретное наполнение строительства евразийского союза, но, прежде всего, могут нанести непоправимый ущерб самим белорусским предприятиям, должны продумываться весьма тщательно. Тем более что никто другой, прежде всего, Европа, белорусскую продукцию на свой рынок не пустит ни под каким предлогом.

Вполне логично теперь ожидать, что Россия со своей стороны предпримет шаги, чтобы показать ошибочность таких постановок вопросов. В частности, можно предположить высокую вероятность того, что республика не получит в III и IV кварталах этого года тех объемов нефти, на который рассчитывают белорусские власти. В целом Александром Лукашенко проблемы озвучены правильные, однако пути их решения вызывают вопросы".

Как сообщало ИА REGNUM, 19 апреля в Минске Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, заявил: "Сегодня наши партнёры, которые добывают нефть, стоят в очередь, чтобы получить доступ на наши НПЗ". Он обратил внимание посла России Александра Сурикова на развитость белорусских нефтеперерабатывающих заводов, а также на неготовность официального Минска создавать совместные предприятия в промышленности. По словам Лукашенко, продажа белорусских госпредприятий МАЗ, МЗКТ и других является неприемлемой на тех условиях, на которых предлагают, в том числе, и российские инвесторы. "Сколько вы вложите в модернизацию МАЗа, если сюда придёте?", - заявил Лукашенко, оценивая перспективы создания холдинга "Росбелавто" на базе Камского и Минского автозаводов. "И потом: не надо нас очень сильно наклонять - особенно наши партнёры и наши родные братья этого делать не должны", - добавил Лукашенко.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров