Лукашенко снова перекраивает Конституцию

Александр Кутицкий, UDF.BY

Концепция реформирования судебной системы и органов юстиции, которая была одобрена 19 ноября на совещании в Администрации президента под председательством Александра Лукашенко, потребует внесения изменений в Основной Закон Беларуси.

Об этом сообщил заместитель главы президентской Администрации Валерий Мицкевич.

В частности, по его словам, предусмотренное концепцией объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции "возможно без предварительной корректировки Конституции, но с последующим ее изменением в части исключения упоминания о Высшем Хозяйственном Суде".

"При этом раздел Основного Закона, в котором находится ряд подлежащих корректировке статей, может быть изменен только путем референдума", – приводит слова чиновника пресс-служба президента.

Как отметил Мицкевич, при объединении общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции будет по сути создан единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, который объединится с Высшим Хозяйственным Судом.

По мнению Мицкевича, это позволит унифицировать судебную практику, обеспечить единообразное толкование и применение всеми судами норм материального права, облегчить доступ к правосудию для граждан и организаций, исключить возможность отказов в судебной защите по причине неподведомственности спора тем или иным судам.

Во избежание снижения эффективности хозяйственного судопроизводства предлагается сохранить хозяйственные суды областей как суды соответствующей специализации, переименовав их в экономические, они будут охватывать всю сферу экономических отношений. Кроме того, решаются и другие связанные с объединением вопросы, в частности, образование в Верховном Суде судебной коллегии по экономическим делам, которую возглавит заместитель председателя Верховного Суда, расширение компетенции пленума и президиума Верховного Суда с учетом наделения их полномочиями по рассмотрению экономических дел, создание общих органов судейского сообщества, в том числе квалификационной коллегии судей, которые объединят в себе полномочия действующих сегодня отдельных квалификационных коллегий общих и хозяйственных судов.

Предлагаемый механизм объединения позволит также обеспечить единство подходов к построению судебных систем с другими странами–участницами Таможенного союза и Единого экономического пространства.

"При этом предложенные варианты преобразования белорусского правосудия учитывают специфику государственного устройства страны, ее политические и правовые традиции", - говорится в сообщении пресс-службы президента.

Кроме того, предлагается усовершенствовать систему деятельности судебных исполнителей. Сегодня регулирование деятельности судебных исполнителей общих судов осуществляется Министерством юстиции, а служба судебных исполнителей хозяйственных судов полностью находится в ведении самих хозяйственных судов. При этом функции повседневного контроля за деятельностью судебных исполнителей закреплены за судьями. По словам Валерия Мицкевича, в результате судьи выполняют несвойственные им функции, что создает дополнительную нагрузку на них и зачастую сводит соответствующий контроль до формального уровня.

Предлагается сформировать единую централизованную вертикаль исполнения, в которую войдут создаваемые при Министерстве юстиции Департамент принудительного исполнения и его территориальные органы, образуемые на базе передаваемых облисполкомами в подчинение Минюста главных управлений юстиции. Основная роль в обеспечении своевременности и качества исполнения судебных решений будет отводиться непосредственно судебным исполнителям, что повысит как уровень их собственной ответственности, так и уровень ответственности их руководителей, в том числе за подбор и расстановку кадров. При этом за судами будет сохранен процессуальный контроль за исполнением судебных решений и иных исполнительных документов путем разрешения жалоб на действия и бездействия судебного исполнителя, а отделение системы исполнения от судов сделает этот контроль еще более принципиальным. Кроме того, не будут передаваться судебным исполнителям и останутся в компетенции судов вопросы принятия наиболее строгих мер, существенно ограничивающих права должников, к примеру таких, как право на выезд из Республики Беларусь, управление транспортными средствами и другие.

По мнению рабочей группы, передача Министерству юстиции главных управлений юстиции облисполкомов позволит оптимизировать их деятельность, а также без увеличения штатной численности работников государственного аппарата сформировать территориальные органы Департамента принудительного исполнения и осуществить их организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение. При этом за передаваемыми главными управлениями юстиции планируется сохранить все выполняемые ими в данное время функции и задачи, в частности такие, как регистрация субъектов хозяйствования, правовая экспертиза актов местных органов, контроль за нотариатом, адвокатурой и загсами. Координация данной работы и ее сопровождение будет осуществляться Министерством юстиции. Одновременно с целью повышения мотивации должников на добровольное исполнение обязательств предлагается увеличить размер удержания с должников при принудительном исполнении по имущественным взысканиям с 5% до 10% от взысканных сумм, что соответствует уровню аналогичных удержаний в других странах постсоветского пространства.

Председатель Верховного Суда Валентин Сукало отметил, что предлагаемая концепция совершенствования судебной системы является логическим продолжением общей судебно-правовой реформы, которая проходит в настоящее время в стране. По его словам, принятые изменения уже позитивно повлияли на качество и оперативность белорусского правосудия. Однако в настоящее время назрела необходимость совершенствования самой судебной системы. Валентин Сукало отметил, что абсолютное большинство стран, включая государства постсоветского пространства, Таможенного союза, идут по пути развития специализированных судов, но в рамках единой судебной системы с одним высшим судом как координирующим и направляющим центром судебной политики и судебной практики.

"Такова модель построения судебных систем в абсолютном большинстве европейских государств. Объединение системы судов общей юрисдикции как основной системы нашего правосудия сегодня и системы хозяйственных судов с одним высшим судом во главе, одним пленумом, одним президиумом, безусловно, будет формировать единую, понятную, внятную судебную практику, единые классические формы правосудия и единый статус всех субъектов судебной власти", - сказал Валентин Сукало.

Предлагаемые изменения в меньшей степени коснутся областных хозяйственных судов и их ежедневной практической деятельности.

Председатель Верховного Суда подчеркнул, что при объединении двух систем ни на один час не будет остановлен сам процесс правосудия.

Новости по теме

Новости других СМИ