Артемий Троицкий: У Беларуси есть шанс стать автономной российской республикой

Игорь Корней, Радыё "Свабода"

Празднование очередной годовщины "единения народов Беларуси и России" на фоне российской оккупации Крыма выглядит неосторожностью, которая может дорого стоить белорусскому народу.

Общественный деятель, продюсер, музыкальный критик Артемий Троицкий рассказал об опасности, которую Москва несет соседям, а также об ответственности деятелей искусства за попустительство агрессии.

— Артемий Кивович, расскажите, как Вы в статусе гражданина "союзного государства" отмечаете "День единения народов России и Беларуси?"

— Хороший вопрос... Никак, разумеется. И вам не советую. История с Крымом на самом деле должна быть для Беларуси очень серьезным предупреждением. Как известно, есть достаточно большие лакомые кусочки суверенной Республики Беларусь, на которые Москва теоретически может претендовать — примерно так же, как она пытается претендовать на Крым. То есть это и Витебск, это и Орша, это и Полоцк. С учетом того, что у России чешутся кулаки после Крыма, явно хочется еще что-нибудь прибрать к рукам, есть кураж и останавливаться неохота — я бы на месте белорусов задумался на эту тему очень серьезно.

Кстати, позиция Лукашенко в этом смысле мне показалась достаточно сдержанной. То есть, он большого восторга по поводу аннексии Крыма не высказывал. В общем сказал, что да, де-факто Крым уже оказался частью России, но де-юре мы его признавать не собираемся и т.д. И в этом смысле я на месте нынешних белорусских властей, если они в принципе не хотят в конце концов превратиться в некую "белорусскую автономную российскую республику", безусловно, поосторожнее был бы со всеми этими интеграционными призывами. Потому что то, что союзное государство не работает, это, по-моему, уже для всех очевидно. Соответственно, варианты такие: либо Беларусь остается страной независимой и при этом держится от России на определенной дистанции, либо Россия медленно, но уверенно поглощает Беларусь. Думаю, что второй вариант мало кому нужен, в том числе и белорусской элите.

— Два десятка лет так называемая белорусская элита демонстрирует пророссийские симпатии, о чем свидетельствуют в том числе совместные празднества с участием мастеров сцены, многие из которых одобрили агрессию в Крыму. При этом существуют черные списки тех авторов, которые не согласны с фактической сдачей суверенитета Москве...

— Все эти празднования — не сомневаюсь, что они абсолютно формальные, только ради "галочки". Все эти Газмановы, Бабкины и т.д. — такая дежурная музыкально-государственная тусовка, которая перекочевывает из одной условной красной площади на другую, так что тут ничего особо интересного нет. Думаю, что вряд ли эти артисты и белорусскую публику уже хоть как-то привлекают, поскольку все они старые и давно прошли пик своей популярности. Ну а что касается того, что персонами нон-грата в Беларуси объявляют российских, украинских и собственно белорусских рокеров, — это, конечно же, свинство. Музыка — это музыка, политика — это политика. Люди, как правило, ходят на концерты артистов не для того, чтобы убедиться в их политической позиции, а ходят потому, что они им нравятся. Нравится музыка, нравятся песни, нравится образ. Так что смешивать эти вещи, по-моему, никакого практически смысла нет. А если такое смешение и происходит, то исключительно от трусости и перестраховки.

— Похоже, что все же нет единства по отношению к событиям в Украине и в лагере российских рокеров, которые обычно выделяются как раз солидарной позицией. Так, Константин Кинчев заявил, что отменяет все концерты своей группы "Алиса" в Украине, которая "находится в состоянии госпереворота и анархии..."

— Я понял. На самом деле российские рокеры достаточно единодушны в том, что касается российско-украинского кризиса, и практически все поддержали Святослава Вакарчука и "Океан Эльзы", выступили против агрессии, против войны. Это сделали 90% наших рокеров, которые могут считаться известными: это и Андрей Макаревич, и Юрий Шевчук, и Борис Гребенщиков, и Вячеслав Бутусов, и Максим Леонидов. И какие-то более молодые ребята — тот же Noiz MC, Вася Обломов и т.д. Так что Кинчев в данном случае оказался в изоляции. Но это мало кого удивляет — он уже давно находится в вакууме.

Всем известно, что Кинчев, с одной стороны, дурак (а я давно знаю его лично), с другой стороны, это человек, который давно стоит на абсолютно пещерных позициях своеобразного православного фашизма. Точнее, у него какая-то странная смесь: с одной стороны — он православный, с другой — он язычник. Свастику на своих альбомах он объясняет тем, что это древнеславянский языческий символ Ярило. В то же время, будучи якобы язычником, постоянно талдычит о своем православии. Одним словом, Кинчев — это такая давно заблуждения душа. Но, кроме Кинчева, я не припомню ни одного случая, чтобы кто-то из наших статусных рок-музыкантов обнаружил лизаблюдтво в отношении властей касательно Крыма. Тот же Андрей Макаревич на самом деле был чуть ли не самым обласканным властью музыкантом. Он и орден получил, он и на всех самых важных концертах выступал. Как говорится, дальше уже некуда. То есть настоящий "государственный" рокер Андрей Макаревич и группа "Машина времени". И то его достала эта ситуация. Поэтому если уж Андрюха не стал терпеть и решил, что хватит молчать, то все остальные сделали свой ​​выбор без какой-либо оглядки назад.

— Если в России срывают выступления украинской группы "Океан Эльзы" — еще можно понять : мол, "бандеровцы", антироссийцы и т.д. Но под шумок запрещают и тех, кто выразил солидарность с народом Украины, например, белорусов из "Ляписа Трубецкого"...

— Те выступления, которые у нас в последнее время действительно отменяют, — это, как правило, концерты известных ансамблей в больших дворцах спорта. Все эти дворцы спорта, как издавна повелось, находятся в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, их менеджмент очень зависит от всего городского и губернского начальства. Чиновники держат их под контролем, и люди просто перестраховываются, отменяют потенциально "опасные" концерты. То есть, это не то, что вообще имеется некий запрет на публичные выступления того же "Ляписа Трубецкого" или "Океана Эльзы" в России. Такого запрета нет. В данном случае все зависит от промоутеров. Думаю, что в каких-то частных клубах, в каких-то не зависящих от государства концертных залах те же "Ляписы" и "Океан Эльзы" вполне могут и сейчас выступать в России.


Справка

Артемий Троицкий родился в 1955 году в Ярославле. В конце 1970-х - начале 1980-х начал заниматься организацией так называемых "квартирников" — подпольных выступлений запрещенных групп и исполнителей, а также рок-концертов и фестивалей. Через руки Троицкого прошли такие популярные в СССР коллективы, как "Машина времени", "Зоопарк", "Кино" и другие. В начале 1980-х был гитаристом в команде "Звуки Му". Автор многочисленных публикаций, посвященных советской рок-музыке и мировой музыкальной культуре. В середине 1980-х его работы были в советской печати под запретом, однако это не мешало ему печататься на Западе. Основатель ряда лейблов, под которыми продуцируется малоизвестная музыка: "Прибой", "Zenith", "Zakat". Ведет лекции и мастер-классы по музыкальной журналистике в московских вузах.

Новости по теме

Новости других СМИ